Георгий скребицкий - весне навстречу. От первых проталин до первой грозы Что понравилось

Тема: «ВЕСНА В ЛЕСУ» Г. Скребицкий

Чтение рассказа

Программное содержание

    Познакомить детей с новым рассказом, учить следить за развитием действия, понимать содержание.

    Учить отвечать на вопросы по содержанию.

    Учить согласовывать прилагательные с существительным: весенний день, лесная капель, золотисто-розовое солнышко.

    Воспитывать любовь к природе.

    Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Вести ежедневные наблюдения весенних изменений в природе. Заучивание потешек и коротких стихов о весне, рассматривание картинок. Приготовить бумагу и краски для рисования.

Ход занятия

Педагог.

Весна, весна красная

Пришла весна ясная!

Птицы громко поют

Долго спать не дают.

Какое время года наступило? - Весна. Что происходит весной в лесу, я вам прочитаю в рассказе Г. Скребицкого «Весна в лесу». Сядьте удобно, слушайте внимательно. Читает рассказ неторопливо.

Понравился рассказ? Как он называется? Кто автор?

    Расскажите про солнышко, откуда оно выплыло, какое оно? - Золотисто-розовое. Дети повторяют хором и индивидуально.

Как светит солнышко? - Теплым весенним светом.

    Зима совсем ушла или осталась? Почему не ушла?

    Как капали первые сосульки? Дети хором повторяют кап, кап, кап.

Это лесная капель. Слова повторяют дети.

    Как пела синичка в лесу? - Синичка пела звонко, посвистывая привет весне. Дети фразу повторяют вместе с педагогом, а потом самостоятельно.

    Как барабанил дятел в лесу? Дети повторяют тук, тук, тук.

    Расскажем о птенцах. Где родились птенцы птиц? Когда родились птенцы? Что они делали?

Педагог читает рассказ еще раз.

Педагог продолжает. - Давайте вместе порадуемся весне и поиграем. Вы будете птичками. Дети делают движения со словами, которые говорит педагог.

Прилетели птички, птички-невелички,

Все летали, все летали, крыльями махали.

Так они махали, так они летали, крыльями махали.

На дорожку прилетали, зернышки клевали.

Молодцы, детки! А теперь вспомним потешки и стихи, которые вы знаете. Дети рассказывают. «Солнышко-ведрышко, взойди поскорей...», «Птичка» А. Барто, «Утром» 3. Александровой «Оля, Оля, Олюшка встанет раньше солнышка...» и другие.

Педагог. Молодцы, ребятки. А теперь я вам расскажу стихотворение. Читает стихи 3. Александровой «Капель».

На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель. В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат с утра мокры опять.

Но все же март, а не апрель... Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель и вновь на ветках лед.

Педагог продолжает. - Нарисуем, дети, весеннюйэ капель. Сосульки, а с них капают капельки.

Дети садятся за столы и рисуют красками

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали. В эту пору им было совсем не до криков и не до песен.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы - клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки были зеленоватые, а у самцов - с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов, - это их клювы.

У разных птиц клюв бывает различной формы. У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок. У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы - тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя - совсем в другую. Такой клюв больше всего походил на кривые щипцы.

Ну и носы! - удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы. - Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Это были природные северяне. Перекочевали они в тот лес с далёкого севера - из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма.

Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

Ой, сколько здесь спелых шишек! - радовались они. - Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!

Старый пёстрый дятел очень заинтересовался крылатыми соседями. Дятел зимой тоже кормился семенами шишек, но ведь он отлично наловчился долбить их своим крепким клювом. Сорвёт сосновую или еловую шишку, засунет в расщелинку дерева и давай со всего маха клювом по ней колотить, вытаскивать из-под чешуек вкусные семена. Все повытаскивает, тогда летит за новой шишкой и её несёт к той же расщелинке. Пустую выбросит, а новую, полную, вставит и опять начинает долбить.

На снегу под деревом, где трудится дятел, навалена целая куча пустых, расклёванных шишек. Недаром такое дерево с трещинкой зовётся «лесной кузницей», а самого дятла зовут «кузнецом».

Прилетел дятел на то дерево, где расселись клесты, и стал наблюдать, как же они своими кривыми носами будут шишки раздалбливать. Но клесты и не думали это делать. Они расправлялись с ними совсем по-иному. Уцепится клёст за шишку острыми коготками, иной раз даже повиснет на ней, как на качелях, засунет свой кривой, изогнутый клюв под чешуйки и начнёт вытаскивать из-под них одно семечко за другим. Нисколько не хуже дело идёт, чем у дятла.

Поглядел дятел на клестов, покачал головой, потом сорвал спелую шишку и полетел к себе в кузницу.

Хорошо жилось птицам клестам в новом лесу: шишек вволю, чего ещё нужно! Так и остались они там зимовать.

Только не нравилось хлопотливым птичкам, что зимний лес такой унылый, нисколько не лучше хмурой тайги.

«Как бы устроить, чтобы в лесу стало повеселее?» - думала молодая птичка клёст, сидя на ветке, увешанной спелыми шишками.

Почему весной все птицы поют, а теперь молчат? - спросила она скакавшую по сучкам синицу.

Та даже крылышки растопырила от удивления и уселась рядом на ветку.

Ты разве не знаешь - весной все мы строим гнёзда, выводим птенцов. Весна - это самое чудесное время, вот мы и поём.

Так давайте сейчас строить гнёзда, высиживать птенцов, давайте сейчас петь весёлые песни!

В ответ синица только покачала головкой.

Странная ты птица! - сказала она. - Кто же зимой вьёт гнёзда и выводит детей? Да они сразу замёрзнут. И кормить их нечем - ведь все жучки и букашки попрятались до весны в глубокие щели и трещины.

А я всё-таки попробую! - задорно ответила птица клёст. - Мы - северяне, нам никакой мороз не страшен. А еды вон сколько. - И она указала крылом на спелые шишки.

Синица ей ничего не сказала. Что она могла ответить на такие глупые и смешные слова! Пусть хвастливая птица клёст совьёт зимой гнездо и снесёт в него яйца. Поделом будет ей, если все яйца в гнезде у неё замёрзнут и пропадут. Другой раз будет умнее.

Но смелой птичке очень понравилась её собственная затея, и она сейчас же сообщила о ней своему краснопёрому другу клесту.

Тот с радостью согласился, и обе птицы принялись за устройство гнезда.

Прежде всего нужно было найти для гнезда подходящее место. Осмотрев много деревьев, клесты наконец выбрали старую, густую ель. Вся она была укутана снегом. Под его тяжестью ветви обвисли вниз. А промеж заснежённых веток темнели глубокие пещерки. Они вели в чащу ветвей. И вот там-то, на толстом суку, возле самого ствола, птицы решили свить своё гнёздышко. Смастерили они его из тонких веточек, прутиков, а лоток гнезда выстлали мягкими лишайниками и мохом.

Посмотри, как здесь хорошо и уютно! - радовалась самочка клеста, показывая своему другу снежную голубую пещерку, внутри которой находилось гнездо. - Здесь и ветер не продувает, и мороз не так уж сердит.

Краснопёрый клёст во всём соглашался со своей подругой. А может быть, ему, настоящему северянину, студёная зима и вправду была по душе.

Наконец гнездо оказалось совсем готовым. Самочка снесла туда яйца и уселась их насиживать. Она почти не слетала с гнезда, чтобы яйца не застыли на сильном морозе. Кормил её клёст. Он доставал семена из хвойных шишек и приносил их во рту своей подруге. Накормив её досыта, заботливый клёст усаживался неподалёку на ветку и распевал весёлую песню, словно весной, в зелёном, цветущем лесу.

Только теперь эту песню слушали белые, запушённые снегом деревья да чуткая, звенящая тишина зимнего леса.

Иной раз пробежит по полянке заяц, услышит птичью песенку, насторожит уши, усами поводит да и скроется в чаще кустов.

Недели две сидела упорная птичка, не слезая с гнезда.

Кроме клеста, её изредка навещала синица. Заглянет в голубую пещерку и лукаво чирикнет:

Как дела? Всё сидишь?

Сижу, - спокойно отвечала птичка клёст.

Сиди, сиди, а я полечу в деревню. Может, крошки какие поклевать удастся. - И синица улетала прочь.

Наконец в один студёный морозный день птичка клёст почувствовала, что скорлупка яйца под нею лопнула. Это вылупился первый птенец. За ним появился второй, третий, четвёртый… Все они вылупились голенькие, слепые, совсем беспомощные.

«Как бы и вправду они не замёрзли», - забеспокоилась птичка-мать и ещё сильнее распушилась, укрывая своих малышей.

Текущая страница: 4 (всего у книги 6 страниц)

Г. Скребицкий
Апрель

С каждым днём в полях и в лесу всё больше проталин, всё меньше снега. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – всюду вода. Ею полны низины, овражки, она несётся бурлящим потоком в реку, ею пропитан весь ещё уцелевший снег.

Апрель – это месяц весенних вод. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть свой наряд из зелёных трав, листвы и цветов.

Горячий солнечный день, настоящий день ранней весны. В лесу всё пёстро – земля, снег и вода. И над всем этим – тонкие ветви орешника в длинных серёжках и золотистые зайчики цветущей ольхи.

В прозрачном весеннем лесу над талой водой, над землёй, над снегом порхает, будто лимонно-жёлтый листок, первая бабочка. Её и зовут лимонницей.

Всюду журчит вода, и, как бы перекликаясь с ней, в полях заливаются жаворонки, в лесу распевают зяблики, задорно трещат скворцы и дрозды. Всё это наши весенние гости. Они вернулись к нам с юга после долгой зимовки. Но весна – это не только пора весёлых песен. Птицы уже присматривают места для будущих гнёзд. А некоторые из тех, что зимовали у нас, даже успели свить гнёзда, снести в них яйца и теперь высиживают птенцов.

Первыми принялись за устройство гнезда чёрные вороны. Для своей постройки облюбовали они вершину старого дуба. На толстом суку свили гнездо, а внутри выстлали его слоем шерсти. Эту шерсть птицы надёргали с падали.

Отличная получилась подстилка. В гнезде у воронихи уже вылупились птенцы: шесть прожорливых воронят. Много хлопот с ними родителям. Целый день приходится летать по полям, по лесам, добывая корм детворе.

Первое время, пока воронята ещё совсем маленькие, голые, слепые, ворониха-мать не слетает с гнезда, греет птенцов собственным телом, а корм всей семье приносит в клюве ворон-отец. Когда же птенцы подрастут, покроются пухом, тут оба родителя отправляются за добычей.

Не только у птиц ранней весной появляются малыши. Вот под кустом на проталинке копошится серый пушистый комочек. Это зайчонок. Он совсем недавно родился, а поглядите, какой шустрый, проворный, может бегать, прыгать и даже прятаться от врагов в прошлогодней траве.

Весной у большинства животных появляются на свет малыши. Много забот с ними родителям. Нелегко вырастить детвору, выкормить и уберечь её от врагов. Нелёгкое, хлопотливое это дело.

И. Бунин
* * *


Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.

Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

А. Блок
* * *


Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои.

Е. Баратынский
* * *


Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи, блестят ручьи.
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.

И. Соколов-Микитов
Подснежники

По опушкам лесов, на лесных, освещённых солнцем полянах ещё ранней весною расцветают первые лесные цветы – подснежники-перелески.

Хорошо в эту пору в лесу, наполненном весёлыми птичьими голосами. Набухли, надулись на деревьях пахучие смолистые почки. На макушках высоких берёз звонко пересвистываются весенние гости – дрозды. Сидя на дубе, гулко воркует дикий голубь витютень.

Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески – первые весёлые цветы нашего леса.

Приятно собрать и поставить на стол букет свежих подснежников. От них пахнет весною, свежим запахом пробудившейся земли.


М. Пришвин
Предмайское утро

Великолепное предмайское утро. Всё зеленеет – трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. Так всё идёт правильно: март – свет, апрель – вода, май – цвет.

Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные. Первая кукушка сегодня и первый жук прожундел.

Возвращаясь домой, среди тёмных деревьев нашёл полянку, где сошлись белые берёзы, и я их застал.

Они ещё совсем не одеты, но так полны сока, что пахнут, но не запах даёт знать, что живые они, а не знаю что, – ну, вот смотришь на них и чувствуешь: живые!

М. Пришвин
Запоздалый ручей

В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина! Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев и на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

И. Никитин
* * *


Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

И. Бунин
Чибисы


Заплакали чибисы, тонко и ярко
Весенняя светится синь,
Обвяла дорога, где солнце – там жарко,
Сереет и сохнет полынь.

На серых полях – голубые озёра,
На пашнях – лиловая грязь.
И чибисы плачут – от света, простора,
От счастия – плакать, смеясь.

Г. Скребицкий
Май

Если апрель – месяц таянья снега, месяц шумящих весенних потоков, прилёта птиц и пробуждения природы от зимнего сна, то май – это месяц цветения земли. Всё в цвету: леса и сады, луга и рощи. Земля с каждым днём всё наряднее одевается в пёстрый убор свежих трав и цветов. Кусты и деревья тоже цветут. Цветут берёзы, вётлы… Белым цветом, как снегом, осыпаны ветви черёмухи, яблонь, груш… А потом цветущий наряд деревьев сменяется зелёным убором густой листвы.

В наших лесах прежде других зеленеть начинают берёзки. Войдёшь в берёзовый лес, и кажется, что он весь будто подёрнут едва заметной зелёной дымкой. А запах какой! – свежий, острый и чуть-чуть горьковатый. Так пахнут молодые, едва распустившиеся берёзовые листочки. Зацвело, зазеленело всё кругом – значит, пришёл к нам весёлый месяц май.

Дни стоят яркие, солнечные, один краше другого. Повсюду в лесу, на лугу и в поле с зари до зари распевают птицы. Днём в рощах, в лесу стоит такой щебет, свист, чириканье, что трудно и различить, кто из пернатых певцов как поёт. Нужно очень хорошо изучить голоса птиц, чтобы уметь разобраться в этом многоголосом хоре.

Но вот кончается день, наступают весенние сумерки. Постепенно смолкают один за другим крылатые дневные птицы. Теперь слышатся только немногие голоса. Сидя на самой маковке старой ели, кончает свою звонкую песню певчий дрозд. В густых кустах над ручьём нерешительно щёлкнул соловей, щёлкнул раз-другой и замолчал. Он ещё как следует не распелся, только пробует голос.

Из лесной чащи послышалось громкое гуканье: «Ху-хуууу!» Это кричит сова. А вот в моховом болоте кто-то гавкнул да как захохочет на весь лес: «Гав-ха-ха-ха-ха!..» Не удивляйтесь: так дико кричит не сказочный леший и не ушастый филин – это просто подал свой голос лесной петушок – белая куропатка. Нехорош голосок, что поделаешь. Ведь каждый из крылатых певцов поёт по-своему, кто как умеет.

Ф. Тютчев
Весенняя гроза
(Отрывок)


Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Всё вторит весело громам…

В. Бианки
Голубые лягушки

Снег совсем почти стаял, и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки.

Мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали и – бульк-бульк-бульк! – попрыгали в воду.

Канава была широка. Мальчик не знал, как через неё перебраться. Он стоял и думал: «Из чего бы тут сделать мостик?»

Понемногу из воды стали высовываться треугольные головы лягушек. Лягушки со страхом пучеглазились на мальчика. Он стоял неподвижно. Тогда они запели.

Их пение нельзя было назвать очень красивым. Есть лягушки, которые звонко квакают, другие крякают. А эти только громко урчали, хрипели:

– Тур-лур-лурр!

Мальчик взглянул на них и ахнул от удивления: лягушки были голубые!

До этого ему приходилось видеть много лягушек. Но все они были обыкновенного лягушечьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. Он даже держал одну зелёную дома, в большой банке из-под варенья. Когда она квакала, она надувала у себя на шее два больших пузыря.

А эти, в канаве, только горлышки раздували, и горлышки у них были тоже красивого светло-голубого цвета.

Мальчик подумал: «Наверно, ещё никто на свете не видел голубых лягушек. Это я первый открыл их!» Он живо поймал трёх лягушек, посадил их в кепку и побежал домой.

Дома были гости. Мальчик вбежал в комнату и закричал:

– Смотрите, голубые лягушки!

Все обернулись к нему и замолчали. Он взял и вытряхнул из кепки всех трёх лягушек прямо на стол.

Раздался громкий хохот.

Мальчик глянул на лягушек и раскрыл рот от удивления: все три лягушки были не голубые, а обыкновенного лягушечьего цвета – серо-буро-коричневые!

Но отец мальчика сказал:

– Нечего смеяться над мальчишкой: он ловил лягушек в то время, когда они урчали. Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. Они некрасивы. Но когда их освещает весеннее солнце и они поют, они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета. Не всякий это видел.

Н. Сладков
Черёмуховые холода

Зацвела черёмуха, и грянули черёмуховые холода. Туман на рассвете не поднялся колечком с лесной поляны, а замёрз и лёг на поляну инеем. Небо блёклое, не поймёшь, каким оно днём станет: то ли синим, то ли серым?

Тихо в лесу. Одна кукушка кукует. Все другие птицы молчат: боятся, наверное, горлышко застудить.

А кукушка орёт себе с придыханием, как в берестяную дудку. Кричит и кричит своё «ку-ку»!

И докричалась.

Вечером её слышал – совсем осипла. Вместо «ку-ку» кричит: «Хы-хо! Хы-хо!»

Видно-таки, застудила горло!

Кто не слышал таких осипших кукушек? Одни говорят, что это они от собственного крика сипнут. Ведь кричат от зари до зари, а бывает, и ночью! Другие говорят: колоском, мол, подавилась. Но какие в мае колоски?

Ещё говорят, что в черёмуховые холода самые неугомонные от холода сипнут. По-разному говорят.

Про черёмуховые холода у нас тоже ведь говорят по-разному. Кто объясняет похолодание тем, что черёмуха цветёт, кто – ладожский лёд идёт.

А знатоки утверждают, что в это время льды в Арктике раскалываются и сдвигаются.

Как всё-таки здорово!

Где-то в далёкой Арктике льды зашевелились, а у нас кукушка осипла. Где аукнулось – и где откликнулось!

С. Есенин
Черёмуха


Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.

М. Пришвин
Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. «Серёжа!» – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Народный календарь

Март зиму кончает, весну начинает. В народном календаре март имеет своё название – зимобор, протальник, ветронос, водотёк, грачевник. Март отчаянно борется с холодной зимой, принося тёплые ветры. Тает снег, текут воды, прилетают грачи, и стужа отступает.

В марте все ждут весну, призывая её:


Приди, весна,
Весна-красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Жаворонки, прилетите!
Красну весну принесите!
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб у нас поела!

Народный календарь дал апрелю поэтические имена – снегогóн, зажги снега, заиграй овражки. Все они говорят о таянии снегов, о вешних водах.

Май лесá наряжает, лето в гости ожидает. Трáвник, трáвень – на открытой солнцу земле появляется первая главная примета последнего весеннего месяца.

Загадки весенние

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?18
(Весной)

Один льёт,

Другой пьёт,

Третий растёт.19
(Дождь, земля, трава)

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.20
(Гнездо)

Кто на себе свой дом возит?21
(Улитка)

В болоте плачет,

А из болота нейдёт.22
(Кулик)

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.23
(Туча)

Народные пословицы и поговорки

Весна, зажги снега, заиграй овражки!

Вода с гор потекла, весну принесла.

В марте курица напьётся из лужицы!

Увидел грача – весну встречай.

Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

До первой грозы лягушки не квакают.

Апрель с водою – май с травою!

Ай-ай, месяц май: и тёпел, и холоден!

Народные приметы

Весенний дождь лишним не бывает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Пахать, так не дремать.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Весенние вопросы

1. Какой весенний цветок четырежды меняет цвет?24
Цветок медуницы. Когда он распускается, то становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим.

2. В какой стране полгода встречают весну?25
В России. Она так велика, что весна наступает в ней в разное время.

3. Почему грач прилетает первым?26
Грачу достаточно первой проталины, чтобы разыскать себе корм. Он клювом выкапывает личинки из земли. Другим птицам, которые питаются насекомыми, ранней весной корма не найти: в марте нет ни комаров, ни мошек.

4. Чьё дыхание снег топит?27
Мать-и-мачехи, чьи покрытые пушком стебли начинают расти под снегом, «дышат», и от этого тепла вокруг неё тает снег.

5. Почему орешник цветёт весной, а липа летом?28
Потому что орешник опыляет ветер, а цветы липы – пчёлы.

6. Отчего плачут яблони?29
Жучок яблоневый цветоед, проснувшись весной, начинает грызть почки яблонь. Из них вытекает сок, его капли блестят на солнце, как слёзы.

7. Когда на берёзе растут леденцы?30
Во время весенних заморозков. Если на стволе берёзы есть царапины, то берёзовый сок вытекает и замерзает, превращается в сладкие сосульки.

8. Бывают ли перелётные звери?31
Бывают. Большинство летучих мышей улетают на зиму на юг.

9. Сколько лет майскому жуку?32
Личинка майского жука живёт под землёй 4 года. Майский жук вылезает из земли только на пятую весну.


Лето

Г. Скребицкий
Июнь

В палисадниках отцветают жёлтая акация и сирень. Вот и весне конец, начинается лето.

Но в лесу ещё продолжают цвести многие кустарники: калина, малина, шиповник… Одни растения цветут, а у других уже созревают плоды.

Вот вы вышли на старую вырубку. Кругом стоят толстые серые пни. Вокруг них зеленеют знакомые всем ребятам округлые листки земляники; на стебельках тут и там белые звёздочки цветов; возле них кое-где виднеются ещё не созревшие ягоды.

А вот у самого пня заманчиво краснеет первая спелая ягода земляники. Поискали немного, нашли другую, третью… Но это только самые первые ягодки. А пройдёт недели две, и возле каждого пня они закраснеются уже десятками. Тогда нужно брать корзинки и спешить в лес по ягоды.

В конце июня, если погода была тёплая и дождливая, уже появляются в лесу грибы. Их тоже ещё очень немного. Но зато как приятно найти первый молоденький грибок. Его даже рвать не хочется. Ведь один он в кушанье не годится, пускай растёт. Этот первый найденный гриб без слов говорит о том, что прошла весна, наступило лето.

По календарю оно начинается 21 июня, в день летнего солнцестояния, то есть когда наступают самые длинные дни и самые короткие ночи. В эту пору, как говорится, «заря с зарёю сходятся». И это верно.

Вот на западе догорает вечерняя зорька, почти совсем угасла. Небо тёмное по-ночному, на нём уже загорелись звёзды. Но взгляните на северо-запад. Край неба у горизонта всё ещё светится – заря окончательно не погасла. И так не погаснет она всю летнюю ночь, узкой светлой полоской будет двигаться у самого горизонта. Передвинется с запада на восток и начнёт вновь разгораться. И вот уже занимается новый летний денёк.

И. Суриков
* * *


Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.

По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука,-
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.

Н. Сладков
Белая ночь

Пришёл июнь и оставил от ночи один тёмный час. Вот она, пора белых ночей! Птичка зарянка поёт на еловой пике: одним глазком провожает зарю вечернюю, другим встречает зарю утреннюю. Всё тайное стало явным, всё невидимое – видимым. Видно, как спят, смежив лепестки, цветы дневные. Как просыпаются в тёмной чаще ночные цветы, как испуганно приоткрывают они лепестки-ресницы и зачарованно поворачивают головки за плывущей луной.

Видно, как слетаются ночные бабочки-бражники к нашей северной орхидее – ночной красавице любке. Ведь только ночью открываются её цветы и пахнут только ночью.

Ночной ёжик семенит по тропинке. Ночная летучая мышь порхает над головой. Ночная кукушка годы считает. Козодой, прищурив сумеречные глаза, урчит заунывно и долго.

Туман повис над рекой; сонно чмокают мокрыми губами ленивые рыбы. Тростники вглядываются в воду, но не дрогнет даже их отражение.

Всё призрачно и невесомо: видно и не видно, слышно и не слышно. Деревья стоят по пояс в тумане, дыхание затая.

На землю оседает белый пух тополей: как иней, как ночная пороша. И даже падающая хвоинка тревожит эту чуткую тишину.

А звёзды тускнеют, не успев разгореться. А заря разгорается, не успев потускнеть. И снова зарянки славят зарю.

С. Есенин
С добрым утром!


Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

С. Аксаков
Родник

Есть родники, которые выбиваются из земли в самых низких, болотистых местах и образуют рядом с собой ямки с водой, большие или маленькие: из них текут ручьи. Если ямка или бассейн глубок, то появление воды заметно только на дне: она выкидывается из его отверстий, вместе с песком и мелкими кусками земли; прыгая и кружась, но далеко не достигая поверхности, эти твёрдые предметы опускаются и устилают дно родника ровно и гладко. Но если бассейн мелок, а вода выходит из земли с большою силой, то вся вода, с песком, с землёй и даже мелкими камушками, ворочается со дна до верху, кипит, клокочет, как котёл на огне. Вода из родника переливается через край его, бежит далее ручейками: иные из них текут скрытно, потаённо, углубляясь в землю, спрятавшись в воде и кустах: слышишь журчанье, а воды не находишь; подойдёшь вплоть, раздвинешь руками чащу кустарника или навес густой травы – пахнёт в разгоревшееся лицо свежей сыростью, и наконец увидишь бегущую во мраке и прохладе струю чистой и холодной воды. Иногда ручей бежит по открытому месту, извиваясь по ровному лугу или по песку. Он уже не так чист и прозрачен – ветер наносит пыль и всякий сор на его поверхность. Не так и холоден – солнечные лучи нагревают его сквозь мелкую воду. Но случается, что такой ручей поникает, уходит в землю и, пробежав полверсты или версту, иногда гораздо более, появляется снова на поверхности, и струя его, процеженная и охлаждённая землёй, катится опять, хотя и не надолго, чистою и холодною.

Из многих таких ручейков составляются речки. Одна бежит по глубокому оврагу, наливая попадающиеся по пути ямки и рытвины. Сломленные бурею и подмытые весеннею водой деревья местами преграждают ей течение, и, запруженная как будто плотиною, она разливается маленьким прудом, прибывая до тех пор, пока не найдёт себе боковой выход или, превысив толщину древесного ствола, начнёт переливать через него излишнюю, беспрестанно накопляющуюся воду, лёгким шумом нарушая тишину лесной пустыни. Мне случалось заходить в такие лесистые, глухие овраги, и не скоро уходил я: там, наверху, ещё жарко; летнее солнце клонится к западу, ярко освещены им до половины нагорные деревья, ветер звучно перебирает листами, а здесь, внизу, густая тень, сумерки, прохлада, тишина.

Другая речка бежит по ровной долине или по широкому лугу. Извилистые берега её обрастают местами лозняком, вербою и ольхою, а местами одной осокой и другими береговыми травами; дно её ровно и гладко, и глубина почти везде одинакова. Около такой небольшой речки, смотря по местности и почве, нередко бывают довольно большие болота, поддерживаемые родниками и поросшие камышом, ивой и мелкими деревьями.

Конспект урока по чтению 2 класс
ТЕМА: Г. Скребицкий «Весна в лесу».
ЦЕЛИ:
Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с
произведениями о природе; формировать читательские умения (определять жанр,
тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать
навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Развивающие: развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
развивать художественно ­ творческую активность; развивать образное
воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой
ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
Воспитывающие: формировать познавательную активность учащихся; воспитывать
речевую культуру; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе
и ко всему живому; обучать правильному поведению и деятельности в природе.
Учебные материалы: учебник по литературному чтению для 2 класса
Ход урока:
Орг. момент. Создание эмоционального настроя.
У. Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Сообщение темы и целей урока. Загадка.
­Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке,
если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
­Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о
родной природе, о весне.
Ученики читают приметы; пословицы; стихи о весне.
Закличка о весне. (хором).
Работа над новым материалом.
Первичное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна в лесу».
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна в лесу» по учебнику хорошо читающим
учащимся или учителем вслух.
4.Первичное впечатление. Беседа по прочитанному. Работа с текстом.
­Понравилось вам произведение? Какие слова были непонятны?
­Как ведут себя птенцы весенним утром?
­ Прочитай описание весеннего утра в лесу.
5.Активизация творческого воображения детей.
­Давайте вместе с художником­Весной войдем в лес и посмотрим, какие краски
взяла с собой она и какие картины она нарисовала. Рассмотрим картину. ­Что
сделала Весна?
­ Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть­чуть тронула зеленью веточки
берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки.
­Попробуйте представить эту картину.
­Что мы видим?
I.
II.

Ученик. Я вижу, как Весна идет по лесу и тонкой кисточкой чуть
притрагивается нежно к деревьям. И сразу веточки берез стали нежно­
зелеными, а на осинах очень красиво повисли длинные розовые и серебряные
сережки.
­Тебе нравится эта картинка?
Ученик. Да, очень красиво стало в лесу, темные деревья стали светлыми, в лесу
стало веселее.
­ Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала, что ей
нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень красивые картины.
­Прочитайте строчки из этого произведения, которые вам понравились больше
всего.
­Скажите, вызвало ли у вас это произведение какие­то чувства? Какие?
(приятные, восторг, любовь…)
­А как вы считаете, какие чувства хотел автор передать нам в этом произведении?
Нравится ли ему это время года?
Работа в рабочей тетради.
.VI. Закрепление пройденного материала.
1.Повторное чтение.
Обобщение:
­Картины эти образные, созданы с помощью художественных средств. Автор
изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам
представить художественный образ, а не просто передают факт. Кроме того, это
произведение вызывает у нас определенные чувства: весна нам нравится, она очень
красива.
4.Беседа об охране природы.
­Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?
Ученик: выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека
насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.
­Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.
­Как вы думаете, почему надо беречь цветы?
­Нарвать букет ландышей или других цветов ­ это плохо. Цветы быстро завянут. И
их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро
исчезнут. Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в
букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений
550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы
сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и
принесут пользу, например: пчелы – вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая
на природе, пользоваться правилом: прежде чем что­то сделать, подумай, не
навредишь ли ты природе.
Итог урока. Рефлексия.
­Чем занимались на уроке? Произведение какого автора, вы сегодня читали? Каков
жанр этого произведения?
Оцените свое настроение в оценочных листах.
Домашнее задание: прочитать рассказ, нарисовать рисунки к рассказу
Г.Скребицкого «Весна в лесу».

Презентация к уроку чтения. Тема «Произведения о весне»

Выполнила: Рулёва Галина Николаевна


  • Делать надрезы около 2см.
  • Брать сока не больше 0,5 л.
  • Надрезы замазывать пластилином или садовым варом.

Сулить – обещать.

Со стану –место стоянки.

Гнёт – что-то мучает, гнетёт

Вешние потоки –весенние воды.

Пестринки – разноцветные пятна.














Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит.

КРОССВОРД


В эту птицу превратился гадкий утёнок из сказки Андерсена «Гадкий утёнок»

КРОССВОРД


В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боиться…

Ку-ку, ку-ку –

Не спит опушка,

А птицу эту звать…

КРОССВОРД


Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад- вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…

КРОССВОРД


В воде искупался,

а сух остался.

КРОССВОРД


Какую птицу Н.Надеждина назвала «ледогонкой»?

КРОССВОРД


ЛАСТОЧКА

Спереди шильце,

Сзади вильце,

На груди белое полотенце

КРОССВОРД


Эта птица была для гадкого утёнка мамой.

КРОССВОРД


Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец,

Тёмно-бронзовый…

КРОССВОРД


Какая птица поёт так, будто играет на флейте.

КРОССВОРД


И.И.Левитан «Берёзовая роща»

Что вы видите на его картине «Берёзовая роща»? Какими изобразил художник берёзки? Какие краски использовал он, чтобы картина была яркой, солнечной?


КАКАЯ ПТИЦА ДОМОЙ ПРИЛЕТАЕТ ТОЛЬКО НОЧЬЮ?

Похожие статьи

© 2024 dw-laska.ru. Строительный портал - DwLaska.