Произведения о весне. В.Бианки «Апрель», Г.А.Скребицкий «Раненые деревья

Середина апреля. Снег в полях уже весь растаял и только белеет кое-где по овражкам. Иной раз в полдень солнышко так пригреет, что становится жарко, совсем по-летнему.

В саду летают бабочки: пёстренькие крапивницы и жёлтые, как осенний листок, лимонницы.

Мы с Михалычем уже поймали по такой бабочке, усыпили эфиром и, расправив им крылышки, оставили посушить. Это первые сборы нашей будущей коллекции.

По вечерам мы с Михалычем заняты важным делом - набиваем патроны для охоты на вальдшнепов. Трудимся только вдвоём - Серёжи нет, он уехал на весенние каникулы к своей маме.

Но зато я работаю за двоих: помогаю Михалычу насыпать дробь в патроны и затыкать их кругленькими картонными затычками. Они называются пыжи.

Когда мама проходит мимо нас, она неодобрительно покачивает головой:

Смотрите, как бы всё это не взорвалось.

Мадам, ну что вы только говорите? - удивляется Михалыч. - Мы же дробью патроны заряжаем. Разве дробь может взорваться?!

Всё может случиться, - уклончиво отвечает мама. - Вот упадёт на пол и взорвётся.

Тогда, чтобы доказать неосновательность подобных опасений, я вскакиваю со стула, бросаю на пол несколько дробинок и начинаю на них приплясывать:

Вот видишь, ничего и не взрывается!

Мы с Михалычем заняты важным делом - набиваем патроны для охоты на вальдшнепов.

Но мама только отмахивается:

Ну вас совсем, страшно глядеть! Она поспешно уходит, а мы продолжаем прерванное занятие.

В эти весенние дни Михалыч не только готовился к охоте - он уже раза два побывал на ней, правда пока без результата. Говорит: ещё рано, холодновато в лесу, и вальдшнепы плохо тянут.

Но вот как-то днём небо заволокли тучи, блеснула молния, и над нашим домом треснул, оглушительно загрохотал первый раскат грома.

Где-то хлопнула дверь, по комнате пробежал холодок, послышался голос мамы:

Затворяйте фортки, гроза!

В доме сразу потемнело. А сквозь стёкла окна я увидел, как голые вершины берёз в саду будто покосились все в одну сторону и затрепетали ветвями. Вспышка молнии, ещё удар грома, и вот уже крупные капли дождя забарабанили по крыше, по стёклам окон.

В это время входная дверь широко рас-пахнулась, в переднюю вошёл Михалыч. На его шляпе, на пальто тёмными кружками виднелись следы дождя, на носу сверкала крупная капля, а всё лицо так и сияло.

Поздравляю с первой грозой! - объявил он. - Вот теперь сразу потеплеет. - Он многозначительно взглянул на меня. - Ну-с, молодой человек, если к вечеру дождь утихнет, не проехать ли нам с вами в лес, не поглядеть ли, как там наши долгоносики поживают? После тёплого дождичка они, наверное, хорошо потянут!

Я с мольбой и надеждой взглянул на маму: позволит или нет.

Да уж поезжайте, что с вами поделаешь!

В ответ я издал такой торжествующий крик, что толстый кот Иваныч от испуга спрыгнул с дивана, и стрелой взлетел на шкаф.

«Только бы дождик не помешал!» - волновался я.

Но не прошло и получаса, как ливень кончился, тяжёлые тучи свалились за вершины сада выглянуло солнце и тёплая мокрая земля во дворе и в саду будто задымилась.

После обеда начались сборы на охоту. Я оделся в короткую тёплую куртку и с грустью стал натягивать на башмаки глубокие калоши. «Ну какой же охотник ходит в калошах!»

А вот это от меня подарок! - неожиданно сказала мама, входя в комнату и протягивая мне настоящие новенькие сапоги.

У меня даже в глазах потемнело. Я схватил сапоги, не помню уж, поблагодарил ли за них. Но что могут прибавить слова там, где и так всё понятно без всяких слов.

Короткая курточка и брюки, заправленные в сапоги, - это уже не шутка!

Я сразу почувствовал себя настоящим охотником. Очень хотелось проскакать козлом, но никак невозможно. Я сунул руки в карманы и степенно прошёлся по комнате, с наслаждением принюхиваясь к кисловатому запаху свежей яловичной кожи, который, как аромат духов, струился от моих новых сапог.

Я прохаживался взад и вперёд, а мама стояла в уголке и с улыбкой поглядывала на меня. Трудно сказать, кто в эту минуту из нас двоих был счастливее.

Вдруг за дверью послышались уверенные шаги. Вошёл Михалыч, уже готовый в путь, в ватной куртке, в сапогах и к тому же ещё с ружьём, с патронташем, с сумкой для будущей дичи.

Э-э, брат, - воскликнул он, взглянув на мои сапоги, - да ты совсем по-настоящему, - по-охотничьему! Вот это дело! Ну, пошли, пошли, нечего зря время тратить.

Мы вышли на крыльцо. И тут совсем неожиданно Михалыч снял с плеча ружьё и подал мне:

Подержи-ка, а то мешает править.

О счастье! Я не только в сапогах, но и с настоящим двуствольным ружьём. Сейчас поедем по улице. Наверное, все будут смотреть на меня.

Мы уселись в шарабанчик и покатили.

В этом году, после зимы, я ещё первый раз ехал не на санях, а на колёсах. Как весело тарахтят они по неровной булыжной мостовой! Михалыч правит, а я сижу рядом и держу в руках ружьё, держу так, чтобы его было как можно лучше отовсюду видно. Пока проезжаем по городу, на каждом шагу попадаются знакомые. Мы со всеми здороваемся, и все они, конечно, с уважением, а может быть, и с завистью поглядывают на выставленный мной из шарабана сапог и на моё ружьё. Несомненно, они уверены, что это именно моё ружьё, а Михалычево лежит тут же, где-нибудь на сиденье. Но вот городок остался позади, и мы шибко покатили по ровному, гладкому шоссе.

Кругом поля. Молодые озими уже очнулись от зимнего сна, стоят ровные, зелёные, местами даже загустели. Тут и там по яркой, сочной зелени разгуливают грачи или летают над полем, весело покрикивая: «Гра-гра-rpa!» Михалыч натягивает вожжи, останавливает лошадь, чтобы достать папиросу и закурить.

Слышишь, Юра? - говорит он, к чему-то прислушиваясь.

Я сразу понимаю, о чём идёт речь. Откуда-то с высоты доносятся неумолкаемые песни жаворонков. Они звенят и справа и слева, звучат отовсюду. Всё небо, весь воздух наполнен ими. А самих певцов сразу и не заметишь. Да вон, вон один из них будто повис на невидимой нитке и дрожит высоко-высоко над полем.

Чиркнула спичка. Приятный дымок от папиросы пахнул мне в лицо. Мы поехали дальше.

Михалыч, это кто там летает? - спросил я, указывая на двух птиц с галку величиной.

У них были чёрные крылья и чёрная голова, а брюшко совсем белое. Они забавно гонялись в воздухе друг за другом, кувыркались на лету, будто играя, и громко, хриповатыми голосами покрикивали. Казалось, они спрашивали друг друга: «Чьи вы, чьи вы?»

Неужели не узнаёшь? - удивился Михалыч. - Да это же чибисы. Я в прошлом году такого с охоты привёз.

Помню, помню, - обрадовался я, - красивый, с хохлом!

А как вкусен был! - подмигнул Михалыч. - Помнишь, поджаренный, со сметанкой!

Об этом я, конечно, давно забыл, но, чтобы не огорчать Михалыча, утвердительно кивнул головой.

Миновали поле. Вот и лес впереди. Он не тянется сплошным массивом, а расползается отдельными отвершками по склонам бугров. В стороне от шоссе, на самой опушке, виднеется деревенька. Михалыч сворачивает на просёлок, и наши колёса мягко катятся по не обсохшей ещё колее. Копыта лошади громко чмокают по грязи, серые грязевые лепёшки летят прямо в лицо.

Подъезжаем к деревеньке и у самого крайнего домика оставляем лошадь.

«Ах, как не хочется отдавать Михалычу ружьё! Оно хоть и очень тяжёлое, но я рад бы нести ещё втрое тяжелее, только бы не расставаться с ним».

Вошли в лес. Молодые осинки и берёзки спускаются здесь по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт дорога. По ней зимой возили дрова, а теперь колеи до краёв полны талой водой - такая грязь, что не проедешь ни на санях, ни на телеге. Зато рядом, по обочине, вьётся совсем сухая пешеходная тропка. По ней мы и углубляемся в лес.

Вот где по-настоящему чувствуется весна! Ветви осин кажутся пушистыми от длинных серёжек, похожих на серых мохнатых гусениц, и вершины молодых берёз тоже как будто загустели; они стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь вблизи на берёзовую веточку, а она вся в крупных надувшихся почках. Ещё день, другой - почки лопнут, и из них покажутся ярко-зелёные язычки молодых листьев.

Но пока ещё ни на берёзах, ни на осинах листьев нет.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зазеленел, стоит такой прозрачный, радостный, по-весеннему полный солнца и не умолкающего ни на минуту птичьего пения, свиста и щебета.

А как чудесно пахнет оттаявшей землёй, прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью древесных почек!

Нюхай, брат, нюхай получше! - весело говорит Михалыч. - Это ведь самой весной попахивает. Таких духов ни за какие деньги не купишь.

И я нюхаю, изо всей мочи втягиваю в себя бодрящий запах весеннего леса.

Зорко оглядываюсь по сторонам. Всматриваюсь в пёстрый полог опавшей листвы не примечу ли где-нибудь под кустом притаившегося лесного кулика-вальдшнепа.

Вальдшнепа нигде не видно, но зато на полянке, возле большой светлой лужи, я замечаю что-то розовато-синее. Бегу поглядеть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики; верхние из них нежно-розовые, а те, что пониже, - лиловые.

Михалыч, почему это у медуницы цветы разного цвета? - спрашиваю я.

От времени, - говорит Михалыч. - Сначала они розовые, а затем через денёк-другой синеют. Михалыч глядит на цветок, любуется им.

Ме-ду-ни-ца! - как-то нараспев говорит он. - Помнишь, Юра, как вспоминает о ней Садко в подводном дворце водяного царя:

Теперь, чай, и птица, и всякая зверь У нас на земле веселится; Сквозь лист прошлогодний пробившись, теперь Синеет в лесу медуница. Во свежем, в зеленом, в лесу молодом Берёзой душистою пахнет И сердце во мне, лишь помыслю о том, С тоски изнывает и чахнет.

Сколько, сколько раз читал мне Михалыч эти стихи по вечерам в своём кабинете! Но здесь, в весеннем лесу, когда я собственными глазами вижу цветок медуницы среди прошлогодней опавшей листвы, знакомые строчки звучат как-то по-новому, как-то особенно ярко.

Мы выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа, полная до краёв прозрачной снеговой воды.

Я подбегаю к ней, заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчётливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.

По поверхности лужи оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять, наоборот, как бы здороваясь со мной, они издают какие-то урчащие приветственные звуки.

Здравствуйте, здравствуйте! - отвечаю я им. - Поздравляю вас с лёгким паром!

Да они вовсе не купаться пришли, - говорит, подходя ко мне, Михалыч. Они за важным делом сюда пожаловали: икру откладывать.

Мы отходим к краю поляны. Михалыч садится на широкий пень, прислоняет к берёзе ружьё, вынимает папиросу, закуривает.

Хорошо, братец мой! Вот до весны и дожили.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно совсем не слепит глаза, такое огромное, красноватое. А вот прямо на нём появилось длинное серебристое облачко.

Глядите, рыбу в медный таз положили, - показываю я Михалычу.

Да ты уж вечно придумаешь! - улыбается он и тут же добавляет: - Вот как закатится солнце за лес, так тяга и начнётся.

Ой, хоть бы скорее садилось! - говорю я, от нетерпения перепрыгивая с ноги на ногу.

Всё в своё время будет, - отвечает Михалыч. - А ты не прыгай. Погляди лучше, как хорошо кругом, послушай, как птицы поют. Дрозды-то, дрозды что разделывают!

Действительно, из ближайших кустов слышится отчаянная трескотня дроздов.

Рыжеватая сойка быстро перелетает через поляну, скрывается в лесу. И сейчас же оттуда раздаётся её громкий неприятный крик, похожий на крик испуганной кошки.

Наконец солнце совсем скрылось за лесом. По небу ярко разлилась тёплая вечерняя заря. Птичий гомон стал понемногу стихать. Зато громче и возбуждённее заурчали в луже лягушки.

Ну, брат, теперь давай смотреть и слушать, - сказал Михалыч. - Станем вот тут, под берёзой. Здесь нас не очень заметно.

Мы устроились получше и замерли в ожидании. Я изо всех сил напрягал слух и зрение. Очень хотелось первому услышать желанного долгоносика. Но не так-то это легко, когда лягушки без удержу разворчались в луже. А тут ещё певчий дрозд уселся на самой вершине старой берёзы и засвистел, защебетал на весь лес. Попробуй-ка в такой шумихе услышать хорканье вальдшнепа.

Слушай, летит! - взволнованно шепнул Михалыч.

Где, где? - Я ничего не слыхал.

Но Михалыч только рукой махнул: молчи, мол, и, приготовив ружьё, стал напряжённо глядеть вдаль, туда, где над мелколесьем широким золотым потоком разлилась заря.

И вдруг я ясно увидел над верхушками молодых берёзок тёмный силуэт какой-то забавной, бесхвостой птицы с голубя величиной.

Мерно махая короткими крыльями, птица летела над мелколесьем. В тот же миг я услышал и её голос: короткий, отрывистый посвист: «Сцик-сцик, сцик-сцик!» - и затем низкое гортанное хорканье: «Хор-хор, хор-хор!»

Вальдшнеп! В этом не было никакого сомнения. Сколько раз зимой Михалыч рассказывал мне о тяге, подражал голосу лесного долгоносика. Теперь мы оба затаив дыхание вслушивались в эти странные, ни с чем не сравнимые звуки и следили за направлением полёта желанной птицы. Увы! Вальдшнеп пролетел шагов за двести от нас, далеко вне выстрела. Вот он и скрылся за верхушками леса.

Снова минуты томительного ожидания. Но теперь я уже слышал, как именно кричит настоящий живой вальдшнеп, знал, к чему прислушиваться, чего ожидать. И вот до моего уха донёсся едва уловимый уже знакомый посвист. Громче, ещё громче.

Летит, летит! - задыхаясь от волнения, зашептал я.

Где, где? Не слышу!

Да вон, где-то справа.

Свист и хорканье раздались уже отчётливо. И прямо на нас из-за ближайших берёзок вылетел вальдшнеп. Он летел на зорьку и казался уже не тёмным, а каким-то рыжим. Особенно чётко был виден его прямой, как палочка, опущенный книзу клюв.

Мне показалось, что он не летит над лесом, а собирается сесть к нам на поляну. Но в это время над самым ухом грохнул выстрел. Вальдшнеп метнулся в сторону. Снова выстрел. И лесной долгоносик, как бы не придавая больше значения этим оглушительным звукам, так же ровно махал крыльями и, так же свистя и хоркая, полетел дальше над лесом.

Эх, досада какая! Прямо на голову налетел, - огорчился Михалыч, доставая папиросу и нервно закуривая. - Не мог же я так промахнуться. Видно, порох старый, отсырел, негоден совсем.

Значит, домой сейчас, больше стрелять не будем?! - ужаснулся я.

Но Михалыч покурил и немножко оправился от волнения.

Ну, почему же не будем? - сказал он. - Один патрон мог отсыреть, а другие хорошие.

Вновь началось мучительное ожидание. Несколько раз мы слышали желанные посвист и хорканье, несколько раз видели пролетающих вальдшнепов, но все они летели далеко вне выстрела.

Начало быстро смеркаться. Небо посинело, в нём уже зажигались первые тусклые звёзды, а заря над лесом почти совсем погасла.

Ну, пора домой! Сегодня опять без дичи, - грустно сказал Михалыч, вскидывая ружьё на плечо.

Стойте, летит! - чуть не вскрикнул я. - Вот он, над нами.

Тёмный силуэт птицы едва был заметен в сумерках вечера.

Не вижу!

Вальдшнеп вылетел на зарю.

Ах, вот он!

Выстрел, второй… И птица, взяв наискось вниз, будто нырнула в тёмную чащу леса.

Кажется, готов! - возбуждённо крикнул Михалыч, бросаясь в ту сторону, где исчез вальдшнеп.

Издали в темноте там казалась густая чаща, а на деле это была редкая поросль березняка и осинника. Но разве найдёшь в темноте птицу такой же окраски, к;ак опавшие листья и сухая прошлогодняя трава? Обыскали всё кругом, кажется, каждую ямку, каждую кочку осмотрели. Михалыч сжёг почти все спички. Нет, нигде нет.

А может, он и не упал, - сказал Михалыч. - Вальдшнеп частенько после выстрела кувыркнётся вниз, а потом выровняется и полетит дальше. Пойдём, брат, домой. Всё равно ничего не увидишь.

Я уныло поплёлся вслед за Михалычем. Прошёл мимо молоденькой берёзки. Вдруг мне показалось, что на ней что-то шевельнулось. Птица, зверёк? Я приостановился. И вот прямо перед моими глазами, в развилке ствола, вновь едва заметно кто-то шевельнулся.

Не раздумывая, я протянул руку и схватил что-то тёплое, покрытое перьями.

Вальдшнеп! Ура, вальдшнеп! - завопил я на весь лес.

Какой вальдшнеп, где он? - подбежал ко мне Михалыч. - Где ты его нашёл? Ай да молодец!

На дереве, ещё живой был, крылышком затрепыхал.

Я показал развилину на стволе берёзы.

Это он, падая, значит, застрял здесь, - догадался Михалыч. - И трепыхнулся в последний раз. А может, ветерок крыло пошевелил, ты и заметил. Ну и глаза! Прямо как у совы - даже ночью видят.

Михалыч снял с плеча сумку, положил в неё убитого вальдшнепа и надел сумку мне через плечо.

Неси сам. Это твоя добыча.

И ваша тоже, ведь вы его застрелили.

Ну хорошо, пусть общий будет! - ответил Михалыч. - Ради такой удачи нужно посидеть минутку - папиросочку выкурить.

Мы сели посреди полянки на бугорок над самой лужей. Оттуда слышалось мелодичное урчанье лягушек.

Голубая, похожая на светлячка звезда неярко отражалась в тёмной воде.

Михалыч взглянул на неё и, будто припоминая что-то, стал читать стихи А. Толстого:

И глушь, и тишина. Лишь сонные дрозды Как нехотя своё доканчивают пенье; От луга всходит пар… Мерцающей звезды У ног моих в воде явилось отраженье…

Он помолчал немного и продолжал:

Но отчего же вдруг, мучительно и странно, Минувшим на меня повеяло нежданно…

И снова предо мной, средь явственного сна, Мелькнула дней моих погибшая весна?

Да, брат, «погибшая весна», - повторил он, вставая. - Грустно всё это. Но ничего не попишешь.

Что же тут грустного: и тяга хорошая, и вальдшнепа нашли? - удивился я.

Проживи, сколько я прожил, тогда поймёшь, - ответил Михалыч.

И мы пошли в деревню.

Конспект открытого занятия для родителей

по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Тема: «Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»

с добавлением последующих событий»
Провела – воспитатель Власова И.Т.

ГБОУ Д/С № 2526

Цели и задачи:

- Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знании я о творчестве детского писателя Скребицкого Г.А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.

- Развивающие : развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные; развивать творческое воображение и логическое мышление.

- Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Материалы к занятию : игрушка-зайчик, фотография Г.А.Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем.
Методические приемы : сюрпризный момент, отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть, рассматривание иллюстрации чтение произведения, беседа, пересказ, работа с опорными картинками.

Лексический материал:

Предварительная работа : заучивание стихотворения Пожаровой М.А. «Пришла весна», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» (синонимы), «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи,…), рассматривание иллюстраций о весне.

Х О Д З А Н Я Т И Я:

1.Организационная часть. Беседа о весне.

Воспитатель (показывает детям игрушку-зайчика): Ребята, к нам в гости пришел зайчик. Он нам хочет загадать загадку. О каком времени года идет речь?
Снег тает, день прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель: Правильно, речь идет о весне. Именно весной заяц меняет белую шубку на серую.

А кто нам назовет весенние месяцы? (Март, апрель, май .)

Сейчас какой месяц? (Апрель.)

Как в народе называют этот месяц? (Апрель –снегогон или апрель-водолей.)

Почему? (Ответы детей .)

(Обращает внимание на иллюстрацию с весенним пейзажем.) Давайте составим предложения о весне. (Можно использовать опорные картинки).

Игра «Думай, отвечай»

Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.

Сосульки (что делают?) тают на солнце.

Весной солнце (что делает?) пригревает, светит ярче.

Почки на деревьях… набухают

Ручей… бежит, журчит, течет.

Медведь … просыпается и выходит из берлоги.

На лесных полянках появляются..(что?) первые проталины, подснежники, молодая трава.

Птицы весной…(какие?) звонкие, радостные, голосистые.
Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, теплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожаровой М.А., которое так и называется «Пришла весна»

Дети читаю наизусть стихотворение:

Пришла весна.

Шумят леса, цветет земля,

Поет-звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна-

В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,

Стремясь в простор лугов:

«Пришла весна, пришла весна-

в гирлянде из цветов!»
2. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»

1) Беседа о писателе.

Воспитатель:

- Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903-1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биграфии.)
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…
2) Чтение рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»

В Е С Н А.

Пригрело весеннее солнце

ручеек,

жучки и букашки тритон . Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало…
Воспитатель разбирает лексическое значение новых слов:

Пригорок – небольшой холм у подножия горы.

Ложбинка – узкий неглубокий овраг.

Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев.

Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.
Воспитатель задает вопросы по содержанию текста:

Что сделало весеннее солнце?

Как побежал ручеек?

Что стало с зимними квартирами?

А жучки и букашки?

Что сделал тритон?

Что делала ящерица на пне? А лягушки?

Кто появился из-под хвороста? (Версии детей.)


Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»

Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если бывает весной, то хлопают. Если нет – то садятся «на корточки»


3) Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий

Дети составляю пересказ с использованием опорных картинок.

4) Воспитатель читает версию писателя(продолжение рассказа).
…Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках- сухая трава, листья, Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.
3. Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему?

дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.

Литература:


  1. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей.

Скребицкий Георгий Алексеевич

Пригрело весеннее солнце . На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой– и его уже вовсе не осталось.

С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из-под коры жучки и букашки , расправили крылышки и полетели кто-куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон . Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало…завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках- сухая трава, листья, Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поуд

Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес - ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее картина весны.
На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленее трава. А на самых сырых местах, как золотые звёзды, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело.

Г. Скребицкий

Весне навстречу

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали. В эту пору им было совсем не до криков и не до песен.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы - клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки были зеленоватые, а у самцов - с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов, - это их клювы.

У разных птиц клюв бывает различной формы. У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок. У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы - тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя - совсем в другую. Такой клюв больше всего походил на кривые щипцы.

Ну и носы! - удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы. - Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Это были природные северяне. Перекочевали они в тот лес с далёкого севера - из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма.

Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

Ой, сколько здесь спелых шишек! - радовались они. - Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!

Старый пёстрый дятел очень заинтересовался крылатыми соседями. Дятел зимой тоже кормился семенами шишек, но ведь он отлично наловчился долбить их своим крепким клювом. Сорвёт сосновую или еловую шишку, засунет в расщелинку дерева и давай со всего маха клювом по ней колотить, вытаскивать из-под чешуек вкусные семена. Все повытаскивает, тогда летит за новой шишкой и её несёт к той же расщелинке. Пустую выбросит, а новую, полную, вставит и опять начинает долбить.

На снегу под деревом, где трудится дятел, навалена целая куча пустых, расклёванных шишек. Недаром такое дерево с трещинкой зовётся «лесной кузницей», а самого дятла зовут «кузнецом».

Прилетел дятел на то дерево, где расселись клесты, и стал наблюдать, как же они своими кривыми носами будут шишки раздалбливать. Но клесты и не думали это делать. Они расправлялись с ними совсем по-иному. Уцепится клёст за шишку острыми коготками, иной раз даже повиснет на ней, как на качелях, засунет свой кривой, изогнутый клюв под чешуйки и начнёт вытаскивать из-под них одно семечко за другим. Нисколько не хуже дело идёт, чем у дятла.

Поглядел дятел на клестов, покачал головой, потом сорвал спелую шишку и полетел к себе в кузницу.

Хорошо жилось птицам клестам в новом лесу: шишек вволю, чего ещё нужно! Так и остались они там зимовать.

Только не нравилось хлопотливым птичкам, что зимний лес такой унылый, нисколько не лучше хмурой тайги.

«Как бы устроить, чтобы в лесу стало повеселее?» - думала молодая птичка клёст, сидя на ветке, увешанной спелыми шишками.

Почему весной все птицы поют, а теперь молчат? - спросила она скакавшую по сучкам синицу.

Та даже крылышки растопырила от удивления и уселась рядом на ветку.

Ты разве не знаешь - весной все мы строим гнёзда, выводим птенцов. Весна - это самое чудесное время, вот мы и поём.

Так давайте сейчас строить гнёзда, высиживать птенцов, давайте сейчас петь весёлые песни!

В ответ синица только покачала головкой.

Странная ты птица! - сказала она. - Кто же зимой вьёт гнёзда и выводит детей? Да они сразу замёрзнут. И кормить их нечем - ведь все жучки и букашки попрятались до весны в глубокие щели и трещины.

А я всё-таки попробую! - задорно ответила птица клёст. - Мы - северяне, нам никакой мороз не страшен. А еды вон сколько. - И она указала крылом на спелые шишки.

Синица ей ничего не сказала. Что она могла ответить на такие глупые и смешные слова! Пусть хвастливая птица клёст совьёт зимой гнездо и снесёт в него яйца. Поделом будет ей, если все яйца в гнезде у неё замёрзнут и пропадут. Другой раз будет умнее.

Но смелой птичке очень понравилась её собственная затея, и она сейчас же сообщила о ней своему краснопёрому другу клесту.

Тот с радостью согласился, и обе птицы принялись за устройство гнезда.

Прежде всего нужно было найти для гнезда подходящее место. Осмотрев много деревьев, клесты наконец выбрали старую, густую ель. Вся она была укутана снегом. Под его тяжестью ветви обвисли вниз. А промеж заснежённых веток темнели глубокие пещерки. Они вели в чащу ветвей. И вот там-то, на толстом суку, возле самого ствола, птицы решили свить своё гнёздышко. Смастерили они его из тонких веточек, прутиков, а лоток гнезда выстлали мягкими лишайниками и мохом.

Посмотри, как здесь хорошо и уютно! - радовалась самочка клеста, показывая своему другу снежную голубую пещерку, внутри которой находилось гнездо. - Здесь и ветер не продувает, и мороз не так уж сердит.

Краснопёрый клёст во всём соглашался со своей подругой. А может быть, ему, настоящему северянину, студёная зима и вправду была по душе.

Наконец гнездо оказалось совсем готовым. Самочка снесла туда яйца и уселась их насиживать. Она почти не слетала с гнезда, чтобы яйца не застыли на сильном морозе. Кормил её клёст. Он доставал семена из хвойных шишек и приносил их во рту своей подруге. Накормив её досыта, заботливый клёст усаживался неподалёку на ветку и распевал весёлую песню, словно весной, в зелёном, цветущем лесу.

Только теперь эту песню слушали белые, запушённые снегом деревья да чуткая, звенящая тишина зимнего леса.

Иной раз пробежит по полянке заяц, услышит птичью песенку, насторожит уши, усами поводит да и скроется в чаще кустов.

Познакомила детей с биографией Скребицкого Г.А. автора рассказа "Весна". Побуждала детей эмоционсально воспринимать образное содержание художественного текста, учила подбирать слова о весне.Вспомнили, какие ещё рассказы написал автор. Дала понять, что ведь весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. Чтобы привить детям любовь к природе и эта искренняя любовь к природе стала ориентиром всего жизненного пути детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. « Весна» с добавлением последующих событий».

Цели и задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знания о творчестве детского писателя Скребицкого Г.А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.

Развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные, развивать творческое воображение и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

Материал к занятию: фотография Г.А. Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем. Методические приёмы: отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть Пожарского М.А. «Пришла весна», рассматривание иллюстраций, чтение произведения Г.А. Скребицкого «Весна», беседа, пересказ, работа с опорными картинками.

Лексический материал:

Предварительная работа: заучивание стихотворения Пожарского М.А. «Пришла весна», загадывание загадок, чтение рассказов Г.А. Скребицкого «Первые листья», «Счастливый жучок», «Весна на пороге», «Грачи прилетели», «Весна – художник», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» (синонимы), «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи…), рассматривание иллюстраций о весне.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.Организационная часть. Беседа о весне.

Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: (здороваются).

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку: Снег тает, день прибывает, Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какой сейчас месяц? (апрель). – Как в народе называют этот месяц? (Апрель - снегогон или апрель- водолей). Почему? (ответы детей).

Игра «Думай, отвечай».

Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.

Сосульки (что делают?) тают на солнце.

Весной солнце (что делает?) пригревает, светит ярче.

Почки на деревьях… набухают.

Ручей … бежит, журчит, течёт.

Медведь… просыпается, выходит из берлоги.

На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины, подснежники, молодая травка.

Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые.

Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожарского М. А., которое так и называется «Пришла весна».

Дети читают наизусть стихотворение:

Пришла весна.

Шумят леса, цветёт земля,

Поёт – звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна –

В одежде из лучей!»

Ликуют детские сердца,

Стремясь в простор лугов:

«Пришла весна, пришла весна-

В гирлянде из цветов!»

II. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г. А.

1.Беседа о писателе.

Воспитатель: -Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903 – 1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биографии.)

Георгий Алексеевич Скребицкий 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приёмный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная ещё в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…

2.Чтение рассказа Скребицкого Г.А. « Весна»

ВЕСНА.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошёл ещё день, другой – и его уже вовсе не осталось. С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк , наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из – под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто - куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду. Вдруг под кучей хвороста что –то зашуршало…

Воспитатель разбирает лексическое значение новых слов:

Пригорок – небольшой холм у подножия горы. Ложбинка – узкий неглубокий овраг. Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев. Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста: Что сделало весеннее солнце? Как побежал ручеёк? Что стало с зимними квартирами? А жучки и букашки? Что сделал тритон? Что делала ящерица на пне? А лягушки? Кто появился из – под хвороста? (Версии детей.)

Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»

Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если нет – то садятся на корточки.

3. Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий (Дети составляют пересказ с использованием опорных картинок.)

4.Воспитатель читает версию писателя (продолжает рассказ).

…Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках – сухая трава, листья. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.

III. Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему? Какое настроение автора вы почувствовали? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.

Я горжусь вами и очень рада, что с этим заданием вы справились. Посмотрите, наши старания были не напрасны. Порадовали не только меня, но и Весну.

За ваши старания она приготовила для вас сладкие волшебные подснежники.


Похожие статьи

© 2024 dw-laska.ru. Строительный портал - DwLaska.