Рамзаева Т. Г., Львов М

Скачать книгу М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.


Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Методика обучения грамоте.
Методика чтения и литературы.
Методика изучения языковой теории.
Методика правописания (орфографии и пунктуации).
Методика развития речи учащихся.
Внеурочная работа по русскому языку.

Название : Методика преподавания русского языка в начальных классах
Автор : М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская
ISBN : 5-7695-3638-1
Год : 2007
Страниц : 464
Язык : Русский
Формат : PDF
Размер : 106,0 МБ


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

ЛК 1. МОРЯЛ КАК НАУКА

  1. Цель, предмет, задачи и разделы МОРЯЛ
  2. Связь МОРЯЛ с другими науками

Литература: 1) Львов М.Р. Рамзаева Т.Г. Светловская «Методика обучения русскому языку в начальных классах»

2) Львов М.Р. Горецкий Сосновская О.В. «Методика преподавания русского языка в начальных классах», «Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения»

  1. МОРЯЛ – одна из педагогических наук

Цель МОРЯЛ

Теоретическая Практическая

Теоретическая цель МОРЯЛ – исследовать процесс овладения языком, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, создать научные основы конструирования технологий.

Практическая цель МОРЯЛ – вооружить учителя и учащихся системой методов и приёмам деятельности по овладению языком

Предметом МОРЯЛ является процесс овладения младшими школьниками теорией и практикой родного языка в условиях обучения.

Задачи (в форме вопросов)

  1. Зачем учить? (выбор целей обучения языку)
  2. Чему учить? (выбор содержания)
  3. Как учить? (выбор методов, приёмов, технологий)
  4. Почему так или иначе? (выбор наиболее эффективных)

Разделы МОРЯЛ :

  1. Введение
  2. Обучение грамоте
  3. Методика обучения языковой теории и правописанию
  4. Методика чтения и изучения литературы
  5. Методика развития речи у учащихся
  1. Связь с другими науками

Пед. опыт

МОРЯЛ

Методологическая основа

(философские учения и познания о роли языка в жизни общества)

РАЗДЕЛ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ТЕМА 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

  1. Задачи ОГ
  2. Классификация МОГ
  3. Исторический обзор МОГ

Литература: «Методика обучения грамоте» Сальникова Т.П.

  1. Обучение грамоте – начальный этап школьного обучения.

В этот период рассматривается большое число задач , существенных по своим воспитательным и образовательным последствиям:

1 – начало учёбы знаменует наступление качественно нового периода в развитии и воспитании ребёнка; формирование и развитие психических процессов, ускоренная социализация всех личностных качеств

2 – меняется отношение к языку и речи, они становятся объектом изучения: а) совершенствование устной речи; б) освоение письменных форм речевой деятельности (чтение, письмо); в) начинается систематическое изучение языка.

3 – осуществляется формирование основ учебной деятельности

4 – грамматико-орфографическая пропедевтика

  1. Методы ОГ
  • По первоначальной единице изучения:

Буквенные

Звуковые

Слоговые

Метод целых слов

  • По соотношению чтения и письма

Чтения-письма

Письма-чтения

Комбинированный

  • По ведущему виду деятельности

Аналитический

Синтетический

Аналитико-синтетический

Современный метод: звуковой аналитико-синтетический (чтения-письма)

  1. Первый метод буквослагательный (до 1917 г.). Современное название: буквенный синтетический метод .

Обучение проходило в 4 этапа:

1 – учащиеся заучивали все буквы алфавита и их названия

2 – заучивались слоги: двухбуквенные, трёхбуквенные, четырёхбуквенные

3 – чтение по складам: учащиеся называли каждую букву в каждом слоге, складывали из букв слоги, а из слогов слово

4 – чтение по верхам

Недостатки: медленно шёл процесс обучения письму; обучение строилось на механическом заучивании, не развивалось мышление; не удобен для массового обучения; много лишнего материала.

Пётр I проводит реформы, упрощая алфавит и вводя Э.

Вводится слоговой метод. В начальном варианте после заучивания букв, заучивались слоги, затем чтение (не было складов). Позднее упразднилось предварительное заучивание букв.

Преимущества: опирался метод на реальные единицы речи – слоги. Не называя отдельных букв, читая по слогам, ученик овладевал принципом чтения.

Недостатки: не давал представления не только о звуковом составе слога, но и о слоговом составе слов.

В 19 в. появляются звуковые методы . Звуковой аналитический метод (40-е гг.). Во Франции метод назван методом Жакото, в России метод Золотова. Детям демонстрировалось предложение, набранное из букв разрезной азбуки, предложение членилось на слова, упражнения на запоминание начертаний слов, слова делились на слоги, запоминались слоги, эти слоги дети находили в других словах, слоги делились на звуки и буквы, запоминались. Дети усваивали не только все звуки и буквы, но и достаточно большое количество буквенных сочетаний.

Недостатки: приходилось долго останавливаться на одном предложении, обучение основывалось на механическом запоминании, не наблюдалось развития мышления; приоритетно зрительное запоминание, дети не имели много представления о звуковом составе слов.

В 50-е гг. 19 в. звуковой синтетический метод (метод Корфа). Был близок к буквослагательному методу, получил большое распространение. Начиналось обучение со звуков, затем эти звуки обозначались буквами, из них складывались слоги и слова. Чтение считалось процессом, который состоит в перечислении звуков, обозначаемыми буквами. Большой трудностью было звукослияние.

Определённый вклад внёс Л.Н. Толстой – создал азбуку; «слуховой» метод . Он обратил внимание на достоинства буквослагательного метода: доступность для учителей, простота и ясность; тщательная отработка элементов чтения. Большое внимание уделялось складыванию на слух.

В середине 19 в. в России появился звуковой аналитико-синтетический метод . (К.Д. Ушинский). По Ушинскому, чтобы научиться читать и писать надо понять, что речь состоит из слов, слова из слогов и звуков и что из этих звуков и слогов получаются слова. Анализ звучащей речи. Свой метод он назвал «историческим» методом . Был методом письма-чтения. Сначала осуществляется звуковой анализ слова. Затем слово записывалось. З этап – чтение слова в рукописном варианте. Чтение слов или предложений с этими словами в печатном варианте. Чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и предложений, которые дети ещё не писали. Отыскивание знакомых букв и слогов в тексте. Сложение слов из букв печатной азбуки. Просуществовал до 1917 г.

После революции 1917 г. шёл отказ от старого, слом традиций. В 20-е гг. 20 в. в советских школах начинает применяться «метод целых слов» («американский») . Дети запоминали и читали (писали) сразу целые слова; звуковой анализ и синтез отрицался.

Недостатки: тормозил и развитие навыков чтения, и письма, дети испытывали затруднения в усвоении правописания. В начале 30-х гг. отказались от него.

Вновь в 30-е гг. вернулись к звуковому аналитико-синтетическому методу. Горецкий его разрабатывает.

Эльконин в 50-60-е гг. разрабатывает метод звуковой аналитико-синтетический, по используется этот метод только с конца 20 в.

ТЕМА 2: ВИДЫ РАБОТ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

  1. Практическое знакомство с языковыми понятиями
  2. Работа со слогом, знакомство с ударением
  3. Изучение звуков
  4. Работа с буквами

Литература: М.Е. Соловейчик «Первые шаги в изучении письма и речи»

  1. Весь период обучения делится на 3 этапа:

1 – Подготовительный период – подготовить детей к изучению грамоте. Делится на 2 периода: а) добуквенный – изучаются понятия речь, предложения, слова, слоги, ударные и безударные, звуки, гласные и согласные

Б) буквенный – буквы

2 – Основной

3 – Заключительный

Речь

Речью дети владеют и до прихода в школу, но речь впервые становится объектом изучения. Понятие речь начинает изучаться со 2-3 урока. Дети усваивают следующие признаки речи:

1 – при помощи речи люди общаются

2 – Когда люди общаются, нужно говорить по очереди. Знакомство с правилами, связанными с речью: - речь на уроке (молчать, слушать, говорить, когда спрашивают учителя, не перебивать, поднимать руку)

Речь вне урока

Так же может осуществляться знакомство с разными видами речи: Речь бывает внешняя: устная (говорение, слушание) и письменная (письмо, чтение); внутренняя

Предложение

Может оказаться новым и неизвестным. Сложность в терминологии и понятии, т.к. является новым и труднее усвоение. Усваивая предложение, дети получают представление о членении речи на звуковые (смысловые) отрезки.

Предложение

Речь состоит выражает мысль Мысль относително

Из предложений (средство оформления законченная

(отрезок речи) мыслей)

Правила оформления речи

Упражнения с предложениями носят аналитический или синтетический характер. Анализ – это определение количества слов, предложений, структуры предложений, вычленение из предложений слов с заданными признаками. Синтез – соотнесение предложений по теме, с опорой или без опоры на иллюстрацию, по количеству слов.

Слово

Не дают определения. Усваивают признаки слов:

Из слов состоит предложение

Речь так же состоит из слов

Слово имеет смысл (каждое слово что-то означает)

Слово и предмет не одно и тоже

Усваивают функции слова:

Есть слова-названия

Есть слова-помощники

Работа со словом в период ОГ включает в себя:

Наблюдение над значением конкретных слов

Наблюдение над произношением и написанием слов-антонимов

Наблюдение над словами, различающихся одним звуком или одной буквой: сын-сон; соль – моль

Наблюдение над словами с одинаковым слоговым составом: насос, сосна

Объединение слов в группы, работа с обобщающими словами: ягода (ежевика, клубника, малина…)

Наблюдение над постановкой вопроса к словам. (Кто? Что? Какой? Что делает?...)

Наблюдение над изменениями слов: сосна, сосны, у сосны, под сосной…

Наблюдение за родственными связями слов: краска, краски, красила, раскрасила

Наблюдение над служебными словами (слова, которые помогают соединять слова)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: АНАЛИЗ ПРОГРАММ

Подготовительный

Основной

Заключительный

Добукв.

Буквенный

Горецкий «Русская азбука»

Речь

Предложение

Слово

Слог

Ударение

Звук

Гласные

Согласные

н, с, к, т, п…

в соответствии с принципом частотности

е, я, ё, ю,

ь ъ

Как показатель мягкости/твёрдости; как разделительные

Алфавит, художественные и познавательные тексты, знакомство с писателями.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: познакомить с предложением и его существенными признаками

Задачи: - обучающие: познакомить со схемами, выделением предложений в потоке речи, уметь составлять предложения, умение связывать с составлением рассказа по сюжетной ситуации…

Развивающие: память, мышление, воображение, внимание.

Воспитательные: уважение к культуре своего народа, забота и ответственность за младших

Оборудование: указать учебник

Ход урока:…

  1. Слог – выделяемая фонетическая единица. В слоге реализуется единый речедвигательный акт, который позволяет объединять звуки в слова

Членение на слоги фонетическое не всегда совпадает с морфемным членением слова: трак/то/рист

В период ОГ изучение слогов тесно связано с обучением чтению складов.

Первоначальное распознавание словом связано с наблюдением артикуляции слов

Приёмы:

Искусственное разделение слова на слоги в речи

Скандирование

Поднесение руки к подбородку для счёта, сколько раз открыли рот

Палочки при произнесении слога

После понятия «слог» дети знакомятся с понятием «ударения».

Ударение – важное средство звуковой организации речи; выделение большей силой голоса одного из слогов. Бывает ударение логическое и фонетическое.

Работа над ударением предполагает:

1 – практическое знакомство с понятием слог; ударение; ударный слог

2 – тренировка деления слова на слоги и выделение ударных слогов

3 – работа со схемами:

4 – усвоение норм произнесения слов

Приёмы выделения ударного слога:

1 – усиленное произнесение – позови слово (Эй, ворона!), выкрикнуть, спросить (Это конфета?)

2 – с дополнительным привлечением звуковых или зрительных эффектов

3 – переменное произнесение слова с ударением на каждый из слогов.

Если дети выполняют работу по делению слова на слоги и выделению ударного слога, слово должно произносится 2 раза

  1. Звук – минимальная смыслоразличительная единица

Сначала дети усваивают понятие о звуке, знакомятся с характеристиками звуков и учатся выделять звуки из целиком звучащего слова.

Знакомство со звуками: гласные, согласные

Звук: окружающего мира, человеческой речи

Звуки мы произносим и слышим

Выделяются звуки согласные и гласные. По признаку тягучести, раскрыванию рта. Выделяются мягкие и твёрдые, звонкие и глухие звуки.

Работа над конкретными звуками осуществляется следующим образом: сначала мы вычленяем звук из целиком звучащего слова, наблюдение над артикуляцией, характеристика звука, упражнения по вычленению данного звука из слов в потоке речи, подбор учащимися слов с изучаемым звуком

  1. Изучение букв вторично по отношению к звуку. Буква вводится как знак, символ обозначения звуков на письме. При этом детям сразу сообщается алфавитное название буквы. Большое внимание уделяется соотношению букв и звуков и усвоения их. Усвоение правильного образа. В начертании важна последовательность написания.

Приёмы работы с буквой:

Выявление (анализ) соотношения звуков и буквы

Демонстрация изображения в печатном виде, приём «на что похожа буква»

Поиск буквы в алфавите, на наборном полотне, в словах, предложениях и тексте

Обучение чтению буквы (в составе слогов)

Демонстрация рукописного изображения; анализ вариантов изображения; анализ элементарный; анализ по направлению движения пишущей руки

Отработка соединений букв

Нахождение букв в рукописном тексте.

ТЕМА 3: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

  1. Психофизиологические механизмы чтения
  2. Обучение слоговому чтению

1. Механизм чтения складывается из разных составляющих: зрительных, смысловых, слуховых.

Особенности обучения чтению:

1 – Чем больше эталонов букв хранятся в памяти, тем легче они узнаются. Подобрать демонстрационные пособия, разные варианты изображения букв. Для более лёгкого узнавания и чтения букв подбирать демонстрационные материалы с наилучшими для восприятия физическими свойствами

2 – В памяти хранятся не только зрительные, но и слуховые эталоны. Т.О., правильность и полнота восприятия своего и чужого чтения во многом зависит от слухового механизма. Поэтому важно выполнять упражнения по развитию речевого слуха детей и их дикции. Отдельное произнесение слогов, слов, предложений (чеканно), звукоподражание. Взгляд делится на поля чтения. Остановки взгляда называются фиксациями. Продуктивность чтения зависит от величины поля чтения и от длительности фиксации.

3 – Стремление запечатлеть в первую очередь характерные приметы и доминирующие признаки букв, буквосочетаний и слов. Зрение ориентируется на верхнюю часть строки. Учителю целесообразно учить детей узнавать буквы по характерным приметам (приём «полубуква»)

4 – Когда взгляд движется, по строке одновременно со скачками совершает время от времени возвратные скачки. Эти движения называются регрессия. Чаще отмечается регрессия на ранних этапах обучения чтению. Задача учителя свести до необходимого минимума и подчинить смысловой стороне чтения. Отработка чтения трудных слов, система вспомогательных помет.

5 – В чтении взаимодействуют две стороны: техническая и смысловая. Ключевую роль играет смысловой фактор, позволяет достичь конечной цели чтения, важен и в технической стороне чтения. Даже на первом этапе обучения чтению должна вестись работа смыслового характера (содержание).

6 – В ходе становления навыка чтения формируется ещё один важный механизм восприятия текста – антиципация – предвосхищение смысла. Он накладывается на все механизмы, участвующие в чтении и во многом определяет продуктивность чтения. Проявляется в смысловой догадке, бывает 2-х видов: а) простое угадывание (субъективный вид) – не подкрепляется другими единицами текста; б) объективный – подкрепляется прочитыванием всех основных букв, составляющих слова.

  1. Первый шаг в овладении техникой чтения направлен на устроение и изображение букв, формирование навыка соотносить букву со звуками. Одновременно с этим ребёнок учится воспроизводить по буквам звуков, форму слова. Подлинно стартовым моментом в обучении чтению становится тот, когда ребёнок начинает читать по нескольким буквам, сливать звуки в слоги, по слогам читать слова.

Методическая традиция обучения слоговому чтению ориентируется на сочетание согл.+гл. (СГ), т.к.:

1 – это сочетание образовано всего двумя буквами, поэтому способно вписаться в малое поле чтения

2 – это сочетание входит в большинство слоговых структур.

3 – с точки зрения речевого механизма сочетание СГ – это тесное взаимодействие 2-х звуков, слитые в едином артикуляционном акте

4 – сочетание СГ удобно для формирования представления о позиционном принципе русского чтения и письма

Упражнения по обучению слоговому чтению

1 – чтение слогов букварных столбиков:

МА

МО

МИ

МЫ

МУ

2 – чтение слогов по слоговой таблице:

НА

СА

КА

НО

СО

КО

НИ

СИ

КИ

3 – чтение слов с помощью абака

4 – составление и чтение слогов на наборном полотне из букв разрезной азбуки, печатанием.

5 – Зрительное выделение сочетания СГ: ст ро и те ль

6 – чтение слогов, различающихся одной буквой. При этом выделяется сочетание СГ, расшифровываются другие буквы, каждая буква называется в отдельности, громко произносится слог в целом: встал – встань, мост – мозг. Такая работа позволяет преодолевать ещё одну трудность в обучении слоговому чтению: присоединению согласных к сочетанию СГ

7 – составление слов из нескольких слогов. Узнавание слияний или других слогов на слух.

8 – подбор или составление слов с данным слогом

  1. Чтение и разбор букварных текстов

Виды букварных текстов:

1 – текст для нечитающих детей . Эти тексты должны быть обязательно прочитаны всеми детьми (каждым) на уроке. Чаще всего используется чтение хором вслух. По мере усложнения текстов вводится первоначальное чтение учителя, чтение по цепочке, жужжащее чтение (вполголоса). Предварять чтение текстов может вступительная беседа и словарная работа, предварительное рассматривание иллюстраций. После чтения учителем организуется 2 вида работы:

1) смысловой анализ текста – он направлен на усвоение всеми детьми содержания текста, осуществляется на разных уровнях:

а) понимание значения всех слов текста (прямого и переносного), усвоение порядка слов, связи между словами в предложении, между предложениями в тексте.

б) усвоение контекста, идейной направленности и содержания.

Приёмы смыслового анализа:

Ответы на вопросы учителя, беседа-обсуждение героев произведения, воспроизведение событий, изображённых в тексте

Сравнение текста и иллюстрации

Словарная работа: работа над значением слов

Смысловой анализ текста должен иметь некоторую логическую последовательность. Логика выстраивается исходя из цели анализа.

2) структурный анализ – связан с темой урока и изучаемым материалом

Приёмы структурного анализа

Поиск заданной единицы в тексте (буквы, слова, слога…)

Подсчёт заданных единиц в тексте или фрагменте

Анализ роли заданных единиц во фрагменте, элементе

Характеристика элементов текста

2 – текст для читающих детей. Прочитывать может учитель или хорошо читающие дети. Нечитающие дети участвуют следующим образом: поиск заданных элементов чтения (букв, чаще всего новых, выделенных или не выделенных в тексте), обсуждение текста, его содержания, попытки к прочтению отдельных слов или предложений.

ТЕМА 4. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПИСЬМА .

  1. Психофизиологические механизмы письма
  2. Система работы по обучению элементарному письму

Литература: 1.«Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина» под редакцией

Бугрименко, Цукерман, Огарковой

2. Потапова, Илюхина «Письмо с секретом» М, 94

  1. Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности. Письмо требует от пишущего высокой сосредоточенности, напряжённой работы мозгового аппарата и волевой сферы, активизации внутренних мыслительных процессов

Пишущий должен:

1 – отчетливо представить предмет сообщения (о чём будет идти речь);

2 – создать возможный и удачный план развёртывания содержания, отобрать нужный материал, нужные слова

3 – соединить эти слова в предложения, связать одно предложение с другим

4 – соотнести каждое из слов и предложений с правильностью написания

5 – каллиграфически ясно начертать букву, слово и текст в целом

В письме, как и в чтении, выделяются две стороны: смысловая и техническая

  1. Цель уроков письма – формирование графически чёткого, правильного, достаточно скорого письма

Задачи урока письма:

Сформировать такие навыки, чтобы при переходе к скорописи сохранились чёткость и правильность письма: укрепление руки, улучшение координации движения, ориентировка на странице прописи

Ознакомить с правилами гигиены письма, владения инструментарием письма: как сидеть, как держать ручку, как ляжет пропись.

Изучать, закреплять и совершенствовать форму букв, наклон, расстояние, соединение, высоту, исправление, индивидуальные недостатки почерка

Требования, предъявляемые к письму

1 – графическая чёткость

2 – разборчивость

3 – равнонаклонность

4 – соблюдение одинаковой высоты букв

5 – соблюдение строки

6 – знание основных и соединительных элементов каждой буквы

7 – знание порядка написания каждой буквы

8 – безотрывность (плавность)

9 – умение анализировать написанную букву и отличать правильное написание от неправильного

Методы обучения письму:

1 – копирование (перерисовывание)

2 – тактирование (письмо под счёт)

3 – генетический – обучение от простого к сложному. В современной методике не учитывается письмо букв. Проявляет себя на уроках каллиграфии

4 – линейный (Илюхина), дополнительная разлиновка

5 – метод Карстера предполагает тренировку пишущей руки до письма

Постоянно вести работу над правильностью письма

Разнообразить формы упражнений в письме

Все виды деятельности должны быть обучающими

Непрерывность письма в период обучения грамоте составляет не более 5 минут

Обязательные физкультминутки

Побуждать детей к красивому и правильному письму, используя систему поощрений

Применять на уроках трафареты, лекало, штриховки, тетради

Использовать дополнительную разлиновку в тетрадях и прописях, если это необходимо

Применять систему учёта сформированности навыка письма

Анализировать возможные и типичные ошибки, допускаемые учащимися при письме (нарушение наклона и параллельности, пропорции, искажение элементов букв, содержащие закругления или изогнутые линии, пропуски элементов в буквах, пропуски букв)

Использовать опыт лучших педагогов

ТЕМА 5. ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА (ГОП) И РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ОГ.

  1. Грамматико-орфографическая пропедевтика – подготовка детей к дальнейшему изучению грамматики и орфографии. В более широком смысле грамматика изучает языковую теорию. ГОП осуществляется на уроках чтения и уроках письма.

На уроках чтения это:

Наблюдение над лексическим и грамматическим значением слова

Сравнение однокоренных слов и наблюдение за ними

Наблюдение за словами с одинаковыми суффиксами или приставками

Наблюдение за частями речи, постановка вопросов

Сравнение звукового и буквенного состава слов, обнаружение случаев несовпадения звукового и буквенного состава

Работа над соотношением звука и буквы, обозначение звука на письме

Усвоение графических нарушений

Усвоение раздельного написания слов

Усвоение простейших правил переноса

Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных

Уроки чтения

Орфографическая работа в период ОГ строится главным образом на фонетической и семантической основе

Приёмы орфографической работы

1 – звукобуквенный анализ и синтез

2 – составление слов на наборном полотне

3 – отчётливое проговаривание слов

4 - смысловой анализ слов и предложений

  1. Особенности речи первоклассника:

Речь основана на наглядно-образном мышлении

Первоклассник может рассказать о прочитанном или известном, но речь его слабо организована, он не придерживается при рассказе определённого плана, отсутствует логика изложения

Речь младшего школьника изобилует деталями, а пересказ близок к оригиналу.

Задачи:

1 – развитие фонематического слуха

2 – уточнение и обогащение словаря. Новые слова вводим в словарь-обогащение

3 – обучение выделению существенных признаков вещей и явлений

4 – учить строить высказывание в соответствии с синтаксическими нормами

5 – учить излагать свои мысли по определённому плану

6 – учить детей понимать прочитанное или услышанное и на этой основе воспроизводить содержание текста, развивать логическое мышление

Условия развития речи

1 – возрастает волевой фактор

2 – в жизни ребёнка появляется письменная речь

3 – с первых дней обучения начинается работа над культурой речи

4 – в речевой деятельности появляется монологическая речь

5 – речь в школе становится объектом обучения

Развитие речи осуществляется на 4-х уровнях:

1 – Произносительный (звуковой) – развитие дикции, слуха: упражнения в громкости произношения, упражнения в темпе произношения, отработка произнесения отдельных согласных звуков (которые дети произносят с дефектом), артикуляционная гимнастика, упражнения на произнесение трудных сочетаний слов (скороговорки, чистоговорки), занимательное азбуковедение

2 – Лексический (работа над словами). Направления работы: наблюдение над многозначными словами и над омонимами, работа с синонимами, наблюдение над фразеологизмами, работа с пословицами и поговорками, анализ со словами, встречающимися в текстах, работа с предшествующими иллюстрациями…

3 – Синтаксический (работа над словосочетанием и предложением): осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложения в устной речи, составление предложений, чтение предложений по букварю и запись предложений, переход от односложных высказываний к высказываниям развёрнутым (при составлении предложений и ответах на вопросы), установка простейших связей между словами в предложении

4 – Текстовый (работа над связной речью). Варианты связной речи: научный стиль – связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям (рассказы по сюжетным иллюстрациям, по серии картинок, по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения, декламация заученных предложений, описание предметов)

ТЕМА 6. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ И ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ОБУЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ В 1-4 КЛАССАХ

  1. Основные направления работы по каллиграфии
  2. Каллиграфия в 1 классе
  3. Каллиграфия в 2, 3, 4 классах

Литература: 1. Жолтовская Л.Я. Соколова Е.Н. «Формирование каллиграфических

Навыков у младших школьников», 1980, М.

2. Агаркова Н.Г. «Программа: письмо, графический навык,

Каллиграфический почерк»

1 . Каллиграфия – умение писать чётким, удобочитаемым почерком, который по мере выработки, скорости и связности письма приобретает индивидуальные черты. Работа по каллиграфии начинается одновременно с обучением письму и продолжается на уроках письма.

Направления работы

Работа над формой букв

Над правильностью соединений

Правильностью наклона

Над выработкой одинакового равномерного пропорционального расстояния между буквами и элементами букв

Работа над плавностью и ритмичностью письма

С 3-4 четверти 2-ого класса дети переходят на письмо в широкую линейку

Основой для разработки каллиграфических заданий является:

Генетический принцип (от простого к сложному)

Логический принцип группировки букв: г п т, д з в

2. Занятия проводятся или на уроках письма от 15 до 20 минут, или на особых уроках чистописания. Дети пишут в обычной тетради. Дети упражняются в письме букв, вызывающих особое затруднение. Объём не меньше 5-6 строк (но не больше 5 минут неотрывно)

Учитель должен:

1 – добиваться правильного расположения на странице

2 – требовать соблюдения основных правил письма

3 – прописывать образцы букв

4 – осуществлять ежеурочную проверку тетрадей

5 – проводить звукобуквенный анализ слов

6 – проводить работу по развитию речи и грамматико-орфографической пропедевтике

7 – большое внимание учитель уделяет развитию мышц и тренировке пишущей руки

8 – используются росчерки:

Имитация движений:

Солим еду

Играем на пианино

Курочка пьёт воду

Юла

Красим парту, доску

Колем дрова

Примерная схема урока:

1 – подготовка руки к письму

2 – выделение изучаемого элемента; запись 3-4-х букв

3 – упражнения в написании букв и их сочетаний (слоги, чередование их – чптчптчптчпт га, ги, по, па и т.д.)

4 – устная работа

5 – письменная работа (запись слов)

6 – устная работа

7 – письменная работа

3. Т.к. во 2-м классе ученики начинают писать в тетради в крупную линейку, большое внимание обращается на высоту букв.

Во 2 классе возрастает скорость письма (к концу 2 класса 16-20 букв в мин.), широко применяется письмо под счёт.

Как правило, чистописание организуется на специальных уроках или урок разбивается на фрагменты.

В 3-4 классах уроки чистописания не выделяются, но каждый урок должен начинаться с чистописания (5 минут), кроме уроков контрольной работы и орфографической.

Направление работы в 3 классе:

Работа над формой букв; прописываются буквы трудные для начертания и буквы, которые особенно подвергаются уподоблению и деформации:

ь ъ г ч Р Г С Е

Продолжается работа над высотой букв

Работа над соблюдением наклона:

/// ш /// ш /// ш / р / р / р

Работа над соединениями, широко вводится петельное соединение:

Расстояние между буквами: и и и и

- работа над ритмичностью, правильностью и скоростью письма

Росчерки:

Для развития плеча и предплечья: для развития кисти:

В 3 классе в росчерках появляются буквы: @@@@@@@

Начинает устанавливаться индивидуальный почерк. Большое значение приобретает самостоятельная работа по каллиграфии.

Направление работы в 4 классе:

Продолжается работа над формой букв и основное внимание уделяется различению сходных букв и сходных соединений:

м ц

и п н ы

л я е

п к

а о

Усложняются росчерки, в которых сохраняются формы букв:

В 4 классе начинает вводится в уроки какография (образец неправильного написания)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

УРОКИ ЧТЕНИЯ НА БУКВЕННОЙ СТУПЕНИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Название

ступени основного этапа

Горецкий

Кирюшкин

Шанько

Берестов

Русская азбука

Азбука

А О И Ы У

Эльконин

Букварь

А-Я, О-Е, У-Ю, И-Ы, Э-Е

Нечаева

Белорусец

Азбука

А, У, О, Э, Ы, И

Журова

Евдокимова

Качурова

Рудницкая

Грамота

1 полугодие

А, Я, А? Я,

О, Е, О? Е

У, Ю, У? Ю

Э, Е, Ы, И

Журова

Евдокимова

Ефросинина

Чтение и письмо

2 полугодие

Климанова

Матвеева

АБВГдейка

Азбука первоклассника

А, О, И, Ы, У, Э

Ветенькова

Горецкий

Фонин

Азбука 2 части

А, Я; О, Ё; У, Ю; Э, Е; И, Ы

Все учебники: буквы я, ё, ю, е изучаются как один звук (как обозначающие один гласный звук).

СТРУКТУРА УРОКА НА БУКВЕННОЙ СТУПЕНИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОГ

Тема: Звук [а] , буква А, а.

Цель: изучить звук [а] , его особенности, букву А, а

Задачи: - обучающие: научить вычленять звук [а] из потока речи, усвоить артикуляционные особенности звука и его характеристику, познакомить со способами обозначения на письме, научить узнавать букву и отличать её от других букв, научить читать букву, совершенствовать умения в области звукового анализа слов, умение составления и выделения из речи предложений, составление текста и др.

Развивающие: развивать мышление, внимание, память; развитие связной речи; произвольной и зрительной памяти; логическое и творческое мышление.

Воспитательные: приучение к школьной дисциплине и распорядку, приобщение к русской языковой культуре через буквы, знакомство с письмом; дружба, нравственность – формирование личности; расширение кругозора.

Оборудование: доска, мел, учебник, наглядные пособия (карточки, схемы, изображения предметов и сюжетов, изображение букв, наборное полотно, лента букв, алфавит, счётные палочки, тетрадь для печатания, карточки со словами о др.)

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного ранее. Цель: активизировать усвоенное ранее, актуализировать эти знания и умения.
  3. Изучение нового материала:

а ) работа по сюжетной иллюстрации. Цель: развитие речи (связной, словаря, вычленение слова для звукового анализа)

Б) работа с предметной иллюстрацией, звуковой анализ слова

Звуковой анализ слова:

1 – Горецкий Астры состав слова

Сколько слогов в составе слова? 2 слога

Какие звуки составляют слово?

Гласные - согласные

Произносим слово так, чтобы слышно было первый звук – гласный:

Второй звук - согласный

Третий звук - согласный

Четвёртый звук – согласный, пятый звук - согласный

2 – Эльконин

Гласный

: - твёрдый согласный

Мягкий согласный

Пони

Произносим слово так, чтобы хорошо услышать сначала 1-ый звук, потом 2-ой, 3-ий и 4-ый

Звук [а] обозначается буквой а

О – гласный, ё – тоже гласный, но в слове пони о стоит после твёрдого согласного и обозначается буквой о , а в слове клён , после мягкого согласного – обозначается буквой ё

3 – Бунеев и др.

Окунь

Состоит из 3-х слогов

__ _ _ ударение на 1-ый слог

В 1-м слоге –гласный звук

Во 2-м – согласный звук + гласный

В 3-м – согласный мягкий +гласный

4 – Бетенкова

Звонкий мягкий согласный

Лимоны

Делят на слоги скандированием

В) наблюдение над артикуляцией изучаемого звука, характеристика звука

(гл./согл.)

4 – Закрепление по работе со звуком:

А) вычленение звука из слов и из потока речи: «Я называю слова, если там есть звук, кладите палочку, хлопайте…»

б) подбор слов с изучаемым звуком: «Вы сами подберите слова, где он в начале, в середине, в конце

5 – Новый материал, работа с буквой

а) соотношение звука и буквы

б) усвоение изображения буквы (на что похожа буква, выкладывание буквы на полотне, из палочек, шнурка). Знакомство с вариантами букв.

в) Печатание букв

г) закрепление по работе с буквами. Поиск буквы в слове, в алфавите, на наборном полотне.

6 – Обучение чтению буквы. Использование игрового и занимательного материала (обобщение, связь нового материала с ранее изученным, закрепление).

«Звук [и] на письме обозначается буквой и . На что похожа буква и ? Теперь все возьмите шнурочки и давайте выложим букву и . Теперь мы с вами познакомимся с вариантами буквы и

И бывает большая и маленькая: И и – похожие буквы, чем различаются? (ростом)

Где на наборном полотне находится буква и ?

Давайте я вам буду диктовать слова, а вы будете хлопать на букву и .»

7 – Итог урока.

УРОКИ ЧТЕНИЯ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ОГ.

г у с и

«Давайте произнесём слово по слогам. На какой слог падает ударение?»

Структура урока:

Тема: Звуки [н] [н"], буква Н н

Цели: знакомство с мягкими и твёрдыми согласными.

Оборудование: таблицы, абаки, материалы для чтения.

Задачи: грамматико-орфографическая пропедевтика, обучение чтению, работа с текстом

Ход урока:

1 – Повторение

В работе со звуком выделяют 2 звука: твёрдый и мягкий.

«Давайте разделим слово по слогам: барабан »

2 – обучение чтению буквы. Работа со слогами

На с з

Но

Ну Нн

Ны

Ни

3 – Работа со словами

4 – Работа с текстом

УРОКИ ПИСЬМА В ПЕРИОД ОГ

СТРУКТУРА УРОКОВ ПИСЬМА

Добуквенная ступень подготовительного этапа

Тема: по изучаемому элементу. «Изучение элемента петля »

Цель = теме

Задачи: - обучающие: освоение новых элементов, развитие мышц пишущей руки, обучение владению инструментарием письма, ориентировка по страницам прописи

Развивающие: развитие письма + на уроках чтения

Воспитывающие: см. урок чтения

Оборудование: письменные принадлежности, пропись, учебник, доска, мел, иллюстративные наглядные пособия, карточки, шнурки, плакат «сиди правильно при письме»

Ход урока:

1 – Оргмомент

2 – Подготовка пишущей руки к письму

3 – Повторение изученного на уроке чтения

4 – Демонстрация элемента, его название, анализ его изображения (палочка, палочка с закруглением)

5 – Объяснение порядка выполнения действий при письме.

«Ставим руку на верхнюю линию верхней строки, ведём прямую линию под наклоном, недоходя до нижней линии, закругляем».

Повторение элемента в воздухе, в воздухе с закрытыми глазами, обведение по точкам, письмо элемента

6 – Устная работа: анализ качества (какой лучше получился)

И т.д. вниз по прописи с чередованием устной и письменной работы.

7 – Использование игрового и занимательного материала. Связь нового материала с ранее изученным

8 – Итог урока

Буквенная ступень подготовительного этапа

Тема: строчная буква у . Прописная буква У

Цель: изучить букву.

Задачи: - обучающие: познакомиться с изображением (рукописным вариантом),

Отличать букву от других, научить писать и соединять с другими + задачи буквенной ступени

Оборудование: то же

Ход урока:

1 – Оргмомент

2 – Повторение изученного ранее

3 – Подготовка руки к письму

4 – работа с буквой.

Демонстрация рукописного изображения буквы. Элементный анализ буквы: расчленяем букву на элементы:

Написание элементов в прописи:

Росчерки

Анализ буквы по направлению пишущей руки

Фиксируем ту точку, в которой начинается письмо.

Сначала в воздухе, в воздухе с закрытыми глазами, тупой стороной карандаша

Письмо буквы в прописи

Работа над соединениями

уа уу – верхнее и нижнее соединение

и у ы - верхнее

а о - верхнее

Чередуем устный и письменный материал.

7 – Связь материала с ранее изученным. Игровой и занимательный материал

8 – Итог урока

Основной этап

Тема: та же

Цели: те же

Задачи: образовательные: чтение рукописного текста, формирование умения списывать текст, письмо под диктовку.

Оборудование: Рукописный алфавит, плакат «сиди правильно при письме»

Ход урока:

1 –

2 – то же

3 –

4 – Письмо буквы. Работа с соединениями (вводится среднее соединение):

Работа со словами: работа над значениями, звукобуквенный анализ, грамматико-орфографическая проверка (обязательная обучающая задача)

Работа с предложениями и текстом. Смысловой, структурный анализ.

7 –

8 – то же

Включается 1-2-3 физкультминутки

ПРАВОПИСАНИЕ

КАЛЛИГРАФИЯ ГРАФИКА ОРФОГРАФИЯ ПУНКТУАЦИЯ

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Типы орфограмм, изучаемых в начальной школе
  2. Ступени формирования орфографического навыка
  3. Факторы, влияющие на формирование орфографического навыка.
  1. Орфограмма – это проблемная ситуация, требующая выбора между правильным и неправильным написанием

Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами

Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами

На месте слабых позиций фонем

На месте сильных позиций фонем

1. Заглавная буква в именах собственных в начале предложения, в прямой речи

2. Слитное – раздельное написание

3. Перенос

1. Обозначение безударных гласных на письме (проверяемых и непроверяемых)

В

В ¬

В

В

2. Обозначение звонких и глухих согласных фонем ()

3. Обозначение непроизносимых согласных фонем ()

4. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков с помощью мягкого знака

1. Обозначение ударных гласных (после шипящих и ц )

Жи – ши

Ча – ща

Чу – щу

2. ь на конце после шипящих

3. Разделительный ь и ъ

4. ь у гла в форме 2 лица ед. числа

5. Буква г в окончаниях В.П. и Р.П. у прилагательных и местоимений.

  1. Изучение орфограмм соотносится с темами по грамматике и морфемике

Орфографический навык – автоматизированное умение по владению способами обозначения звучащей речи на письме (навык правописания).

Орфографический навык формируется постепенно на основе теории, правила, подражания (списывания)

Этапы формирования орфографического навыка:

1 – Мотивационный – возникновение потребности в правильном письме

2 – Целевой – осознание орфографической задачи – нахождение орфограммы, определение её типа

3 – Ориентировочный – поиск способа орфографического решения.

Исполнительский этап

4 – Составление алгоритма решения для конкретной задачи.

По (стране) дороге едет машина

По дороге: сущ., 1 скл., Д.П., - е

5 – повторное многократное выполнение действия (т.е. по правилу, алгоритму) с постепенным свёртыванием алгоритма

6 – Появление элементов автоматизма (усложнение материала, ускорение темпа работы)

7 – достижение более или менее полного автоматизма (самоконтроль, самопроверка)

8 – свободное автоматизированное письмо в различных ситуациях

  1. Факторы:

1 – Орфографическая зоркость – способность видеть, где есть выбор между правильным и неправильным

Без труда не вытянешь рыбку из пруда (15 орфограмм)

2 – Уровень развития словаря или словарный запас

3 – зрительная память (списывание, чтение)

4 – развитый фонематический слух

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1. Изучение правил правописания

2. Методы обучения правописанию

3.Типы орфографических упражнений

  1. Практическая работа над орфографией опирается на правила. Эта работа эффективна в том случае, если правило применяется быстро и точно.

В начальной школе используются следующие типы орфографических правил

1 – указание или запрещение

2 – указание для выбора на основе смысла

3 – указание для наблюдения над языком

4 – грамматические

5 – предписание к процедуре проверки

Работа с орфографическим правилом

1 – Наблюдение над языком, выводы

2 – чтение правила

3 – вопросы по содержанию правил

4 – разбор и анализ примеров

5 – пересказ правила учащимися

6 – подбор учащимися своих примеров

  1. Выделяется три основных метода:

А) языковой анализ и синтез

Б) имитативный

В) решение грамматико-орфографических задач

А) - Языковой анализ – используется не только в обучении правописанию, но и в других разделах языкознания

Виды анализа:

1 – звукобуквенный (фонетико-графический) – важное место занимает в орфографической работе 1-2 классов, особенно в тех случаях, где написание расходится с произношением

2 – семантический – применяется при работе со словами омофонами

3 – слоговой – выделение ударных и безударных слого"в

4 – словообразовательный или морфемный этимологический

5 – морфологический – для правильного написания окончаний

- Языковой синтез. Виды синтеза

1 – синтез на уровне букв и слогов

2 – простейшие случаи словообразования

3 – на уровне формообразования

4 – синтез синтаксических конструкций

Б) Имитативный – основан на запоминании, которое бывает произвольное и непроизвольное. Ведущим является произвольное запоминание – при усвоении непроверяемых орфограмм; при усвоении слов со сложным морфемным составом; при освоении новых слов.

Приёмы имитативного метода:

1 – установка на зрительное запоминание, параллельно с орфографическим проговариванием

2 – установка на безошибочное письмо

3 – работа со словарями

4 – зрительные диктанты (письмо по памяти)

5 – использование средств наглядности, облегчающих запоминание

6 – запоминание морфемного состава слов

В) Решение грамматико-орфографических задач

Решая ту или иную грамматико-орфографическую задачу, ученик должен:

1 – увидеть орфограмму

2 – определить способ проверки в общем виде, т. е. вспомнить правило

3 – выполнить действие по правилу или алгоритму

4 – сделать вывод о правильном написании

5 – написать правильно, аккуратно, при этом не потерять общего смысла содержания текста

  1. Типы орфографических упражнений.

Выделяют три группы основных орфографических упражнений:

1 – Имитативные упражнения (списывание)

2 – Диктанты

3 – Свободное письмо (самостоятельное письмо)

1 – Списывание – является одним из наиболее эффективных средств формирования орфографических навыков.

Виды списывания:

- по учебным задачам:

1) обучающее списывание

2) контрольное списывание

- по степени осложнённости:

1) неосложнённое списывание (простое копирование)

2) осложнённое списывание (орфографический навык формируется более целенаправленно)

Осложнения могут быть разные

а) осложнение списывания с послоговым орфографическим проговариванием

б) списывание после выделения орфограмм в готовом тексте

3) списывание с орфографическим объяснением

4) списывание со вставкой пропущенных букв

5) списывание с подчёркиванием орфограмм

6) списывание с пропуском орфограмм

7) списывание с поморфемным проговариванием

8) послоговое письмо

9) поморфемное письмо

10) списывание с выделением грамматических единиц

11) списывание с указанием проверочных слов

- по объёму:

1) сплошное

2) выборочное

3) распределительное

- по языковому материалу:

1) словарное

2) словосочетаний

3) предложений

4) текста

2 – Диктанты

- по способу восприятия


Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы - 24 июня 2015) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.

В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75).

В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.

Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся».

Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.

Книги (9)

Методика обучения русскому языку в начальных классах

В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе.

Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.

Методика преподавания русского языка в начальных классах

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Методика развития речи младших школьников

Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.

Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.).

Основы теории речи

В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д.

Правописание в начальных классах

Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.

Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения.

В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов.

Риторика. Культура речи

В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения.

Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности.

Словарик синонимов и антонимов

По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность.

Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить».

Словарь-справочник по методике русского языка

Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые.

В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой.

Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания.

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Методы обучения грамоте, их классификация.
За более чем трехтысячелетнее существование письменности на Земле и порожденного сю не менее давнего обучения грамоте, за более чем тысячелетнее существование славянской письменности и связанного с нею обучения русской грамоте было открыто великое множество самых различных способов обучения: с одной стороны, обучения расшифровывать, читать зашифрованные, закодированные буквенными знаками устные формы речи, с другой -обучения фиксировать, кодировать, записывать теми же буквенными знаками разные формы устной речи.

Процесс появления различных новых подходов, способов и приемов обучения чтению и письму наблюдается и в наши дни, будет это происходить в ближайшем и отдаленном будущем. И естественно, что для каждого, кто профессионально связан с обучением грамоте, нужно хорошо ориентироваться в море-океане различных способов и приемов обучения грамоте. Это поможет избежать простого повторения найденного ранее, исключить этически неприятные случаи выдачи того, что было когда-то известным, за якобы вновь открытое.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методики преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Похожие статьи

© 2024 dw-laska.ru. Строительный портал - DwLaska.